Кризис в королевстве

Image result for ‫מרדכי קידר‬‎Д-р Мордехай Кейдар

 

Ухудшение экономической ситуации, миллионы беженцев и напряженность между различными группами населения дестабилизируют страну и уже привели к беспрецедентной волне протестов против короля. 

С конца 2010 года, когда обрушившаяся на Ближний Восток «арабская весна», подорвала общественный порядок и власть во многих странах региона, встал вопрос о том, достигнет ли, и если да, то, когда, ударная волна также и королевства Иордании. Тем не менее, до сих пор королю Абдалле удавалось сдерживать продвижение разрушительного процесса на своих границах. Хотя за последние семь лет всполохи поддержки ИГИЛ периодически вспыхивали, главным образом, в городе Маан на юге страны и в сирийских лагерях беженцев на севере.

Image result for беспорядки иорданияОсновным инструментом поддержания режима, разумеется, были и остаются службы безопасности королевства, Мухабарат. Вместе с тем, важно понимать, что внешние силы: США, европейские страны и Израиль непрерывно охраняют королевство от сил, стремящихся подорвать весь современный мир.

Израиль, в частности, считает Иорданское Хашимитское королевство своего рода буферной зоной между ним и хаосом, охватившим его восточных соседей —  Ирак и Сирию. Мир с Иорданией рассматривается израильским руководством как стратегический актив, который необходимо сохранять, даже ценой того, что Израиль вынужден поступаться своим суверенитетом в Иерусалиме.

Image result for иорданцы храмовая гораКаждый раз, когда в столице Израиля вспыхивают арабо-мусульманские беспорядки, Израиль уступает диктату Иордании, получившей в 1994 году статус «хранителя святых мест ислама в Иерусалиме». Подобное поведение израильского правительства объясняется опасениями, и даже страхом того, что лишив короля его особых полномочий и статуса в Иерусалиме, Израиль подорвет легитимность Хашимитского режима и, таким образом, приведёт к дестабилизации королевства.

 

Между городом и деревней

Проблемы Иордании напрямую связаны с культурными различиями между группами, из которых состоит её население. Помимо беженцев из Сирии и Ирака, жителей этой страны можно грубо разделить на две группы: бедуинов и палестинских арабов. Палестинские арабы, составляющие около трех четвертей всего населения — это жители деревень («фаллахим») и городов («мадиним») вокруг Аммана и северной Иордании, а также потомки беженцев или переселенцев, перебравшихся сюда после 1948 года из областей к западу от Иордана.

Культурные различия между кочевниками с одной стороны и оседлыми жителями городов и деревень с другой в арабском мире колоссальны. Каждая группа смотрит свысока на другую. Так, оседлые жители считают бедуинов отсталыми и примитивными, а потому между этими группами почти не случается браков.

Со времени основания британцами «Трансиорданского эмирата» в 1921 году, его короли — Абдалла I, а затем внук Хусейн ибн Талал и, наконец, Абдалла II Бин Хусейн последовательно опирались именно на бедуинов, привлекая их к должностям в административном аппарате, в армии и структурах безопасности. Лишённые же этой возможности палестинские арабы, подались в экономическую сферу, став тем сектором, который поддерживает благосостояние королевства. Разумеется, они также не забыли и про «Черный сентябрь» 1970 года, когда король Хусейн вырезал тысячи палестинских арабов, попытавшихся под руководством Ясира Арафата подорвать его правление.

Related image
Король Иодании Абдалла II и королева Рания с детьми

Стремясь навести мосты между группами населения своего королевства, Абдалла II взял в жёны Ранию Ясин представительницу одного из кланов палестинских арабов. Действительно ли этот брак смягчил испытываемое палестинскими арабами ощущение отчуждённости от властных структур страны или же, наоборот, подчеркнул его ещё сильнее? Ответ на этот вопрос зависит от того, кому вы его зададите. В то время как другие, как правило, считают этот брак правильным шагом короля, многие палестинские арабы рассматривают его в отрицательном ключе, и более того, относятся к королеве как к предательнице, сотрудничающей с угнетателями.

 

Улица в ярости

В последние годы, а особенно после начала «арабской весны», влияние улицы в арабском мире резко возросло. Социальные медиа обеспечили массам могучий голос и немалое влияние, которым они, разумеется, не обладали прежде при контролируемых правительствами средствах массовой информации, транслирующих лишь то, что власти считали нужным.

В прошлые годы мы время от времени наблюдали локальные беспорядки в Иордании, главным образом в южном городе Маан, бедуинские жители которого не входят во властные структуры королевства и даже частично поддерживают ИГИЛ. Раз за разом, не особо напрягаясь и без лишнего шума правительство подавляло эти волнения, и те постепенно стихали.

Однако, в начале 2018 года вспыхнула череда совершенно новых демонстраций, подобные которым в прошлом наблюдать ещё не приходилось, и чьи лозунги несут крайне проблемный посыл для короля. Особенно важной деталью в этом контексте стал тот факт, что люди, озвучивающие эти лозунги, действовали открыто, подчёркивая тем самым, что не боятся ни короля, ни его служб безопасности.

Непосредственным фоном для протестов стало резкое ухудшение экономической ситуации в Иордании, связанное, в частности, с сокращением финансовой помощи со стороны других стран, прежде всего стран Персидского залива. Эти трудности немедленно отразились на повышении цен, в первую очередь, на хлеб и другие товары первой необходимости, топливо и электроэнергию, привели к введению новых налогов на сельскохозяйственный сектор (то есть на палестинских арабов) и на импортные автомобили, а также к росту безработицы, вызванному массовым нашествием беженцев из Сирии и Ирака.

Коренные жители королевства ощутили свою полную беспомощность перед наплывом почти двух миллионов беженцев, не только подрывающих экономику страны, но и разрушающих и без того крайне хрупкую структуру отношений между ее демографическими составляющими. Среди иорданцев широко распространилось убеждение о том, что коррумпированное правительство поддалось внешнему давлению ООН и Международного валютного фонда в обмен на щедрые выплаты, доставшиеся главам государства. При этом парламент, представляющий граждан и обязанный защищать их интересы, по сути, служит лишь для формального одобрения принимаемого правительством бюджета, а потому воспринимается жителями страны как сообщник королевской семьи и её окружения.

В ходе недавних демонстраций в Дивоне (городе, расположенном в 70 км к югу от Аммана) звучали лозунги, напрямую обвиняющие короля с королевой в предательстве и коррупции и требующие над ними суда. Некоторые из протестующих в своих угрозах даже призывали к насилию:

«Смерть придет из Дивона! … Грядут перемены! Мы уже решили! Ты — сутенёр и мы покажем тебе, где находится ад».

 

В середине марта в Иордании состоялись «шествия лояльности» в поддержку короля, но им удалось привлечь лишь совсем немного участников. Даже в самом большом и влиятельном клане королевства Бени Хасан раздаются теперь призывы вроде: «Страх ушел, коррупционер должен уйти».

В другой демонстрации, состоявшейся 8 марта в городе Мадаба бывший член иорданского парламента Али аль-Санид, резко раскритиковал экономическую политику короля, заявив:

«Уходи! Ты не достоин больше оставаться у власти!»

Нельзя было не обратить внимание на то, что призыв «Уходи!» (по-арабски: «ирхаль»), был тем же самым, что звучал в своё время на массовых демонстрациях в Египте против Мубарака, в Ливии против Каддафи, и в Сирии против Башара Асада.

 

В продолжение своей речи аль-Санид высказался ещё жестче:

«Игра закончена, твоя мнимая святость рассыпалась в прах, паруса твоего корабля разорваны в клочья, корабля, который ты приобрёл, чтобы утопить на нем веривших в тебя людей.

Ты превратил их в рабов ради своего удовольствия и своих прихотей. Ты безжалостно обрёк их на беды и страдания.

Каждый день — это твой провал, и каждая песня протеста, звучащая против тебя на улицах — это твоё поражение. Дворцы твоей святости рушатся один за другим…

Народ требует тебя к ответу за все преступления, которые ты совершил против него. Народ объединился против тебя в один могучий поток, ты же катишься прямиком в болото позора! Уходи!

Ты больше не в наших сердцах! Ты оставили нас разбитыми, удручёнными, потерянными, обездоленными, едва живыми, лишёнными самого необходимого для человеческой жизни. Ты заставили нас ненавидеть и презирать друг друга. Уходи! Уходи!

O сутенер, прежде чем государство запылает со всех сторон! Убирайся из наших домов и наших песен! Нет больше страха!»

 

Политическая и экономическая цена

По сравнению с предыдущими протестами, случавшимися в королевстве и раньше, подобная риторика нарастающей ярости беспрецедентна. Вместе с тем, следует ясно осознавать её подоплёку. Хотя причины для демонстрации были экономическими, цели их носят исключительно политический характер. Для Иордании и короля Абдаллы II экономика и политика — это две стороны одной и той же монеты, а точнее проблематичной легитимности иорданской монархии в глазах большинства её граждан — палестинских арабов.

Видеоролики, описывающие все эти демонстрации, распространяются в основном оппозицией, стремящейся свалить правительство. И потому следует рассматривать их общем контексте политической борьбы, которую ведут оппозиционные группы, находящиеся как внутри Иордании, вроде «Братьев-мусульман», так и за её пределами, в странах, предоставляющих им убежище.

Image result for беспорядки иорданияИорданские власти, со своей стороны, ясно понимают опасности, исходящие от этих демонстраций и призывов, которые там звучат. Но король не препятствует им, позволяя, таким образом, людям «выпускать пар», и, демонстрируя миру каким либеральным и современным правителем, уважающим право на свободу мнений и свободу слова, он является. В конце концов, Абдалла II ясно осознаёт, какую высокую политическую и экономическую цену ему придется заплатить в противном случае, за образ безжалостного диктатора, как это случилось с его соседом и бывшим другом Башаром Асадом.

Следует также учитывать, по крайней мере, теоретическую возможность того, что демонстрации и призывы, которые там звучат, фактически были заказаны самим королём для создания видимости опасностей, якобы угрожающих стабильности его власти, а, по сути, необходимых для увеличения финансовой помощи, от тех стран, которые боятся, что альтернатива королю будет намного хуже. В конце концов, на Ближнем Востоке, порой самые фантастические конспирации и теории заговоров на самом деле оказываются реальностью.

Так или иначе, какими бы ни были причины всех этих демонстраций, руководителям разведывательных структур Израиля, США и других стран приходится выделять человеческие и финансовые ресурсы для отслеживания событий в королевстве. Мир не хочет снова оказаться застигнутым врасплох, если арабский вулкан вдруг вновь начнёт извержение. На этот раз в Иордании.

 

Источник на иврите — MIDA

Перевод Александра Непомнящего — Еврейский мир

Апрель 2018

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 9, средняя оценка: 4,78 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Непомнящий

Израиль Родился в 1972 г. в Перми. В Израиле с 1990, живёт в Герцлии. Закончил Хайфский Технологический Институт (Технион). После окончания службы в Армии Обороны Израиля, работает в сферы высоких технологий. В 1997 стал одним из инициаторов создания аналитической группы МАОФ, созданной для ознакомления русскоязычных репатриантов с платформой и позицией израильского национального лагеря по ключевым вопросам внешней и внутренней политики, а также с сионистскими ценностями посредством русскоязычной прессы.
Все публикации этого автора

10 комментариев к “Кризис в королевстве

  1. «Мир с Иорданией рассматривается израильским руководством как стратегический актив, который необходимо сохранять даже ценой того, что Израиль вынужден поступаться своим суверенитетом в Иерусалиме», — Мордехай Кейдар.
    Спасибо, что сказали, а то я думала, что все израильские профессора-востоковеды не компетентны в своей профессии, если не могут сказать , ГДЕ в Коране указывается местонахождение «отдаленной мечети» (аль-акса по-арабски)
    А что касается израильского руководства, то я не знала, что поступиться еврейским «суверенитетом в Иерусалиме» (на Храмовой горе) означает не предательство права еврейского народа на свою святыню и свою Землю, а «сохранением стратегического актива», который может вообще не пригодиться с таким отношением к еврейскому достоянию, которое арабы и мировое сообщество оценивают однозначно — как НЕ принадлежащее еврейскому народу…

    1. Зачем нам показывают семейную фотографию короля Абдаллы II?
      Она напоминает о том, сколько евреев погибло, (и еще погибнет), из-за этой проклятой «Аль-Аксы», место которой по Корану — на седьмом небе (в Раю), и арабы это знают…
      Абдалла II является «Хранителем святых мест в Иерусалиме» (ВСЕХ святых мест!), а не якобы только — «Хранителем святых мест ислама».

  2. Люблю читать Кейдара, грамотный мужик. Он конечно прав с одной стороны , хаоса у нас на границах хватает, если Иордания падет, Иран влезет еще на одну границу. С другой стороны, наглость с которой Абдалла лезет в дела Израиля просто бесит, он полностью координирует свои выпады с Мазеном. Явно боиться, чтобы не вспомнили, что Иордания и есть та земля, которую оторвали от Израиля для решения проблемы » государства для арабов» , в том числе экономических эмигрантов, которые сейчас называют себя » фалыстынцами» .
    Конечно Франция и Британия решали свои имперские проблемы на БВ и делили земли как хотели, чем привели к нынешнему кризису на Ближнем Востоке. Европа всегда любила ловить рыбку в мутной воде. На БВ они намутили по крупному, разделили под линеечку земли, поместили христиан вместе с мусульманами и другими народностями, то что шито белыми нитками, в конце концов просто разваливается.
    Все, что сейчас происходит, закономерно. В регионе, где народы деляться на шиитов и суннитов, христиан и мусульман, курдов и туркеманов и т. и т.п, не будет мира, пока они не разделяться на кантоны друг от друга. Всю эту массу сдерживали силой лишь диктаторы, и этот хаос увы надолго.

  3. Зря Кейдар беспокоится о мире. Как он — мир отреагирует.
    Дело в том, что случись полный хаос в Иордании, он позволит нам ввести войска для наведения порядка, с одновременной депортацией арабов из Иудеи и Самарии.

    1. ЭДМОНД, это было бы отличным вариантом, проблема в том, что мы до сих пор даже Иудею и Шомрон вернуть боимся, а уж выдавливание арабов в Иорданию это несбыточная мечта. Под такое дело нужен другой Премьер и коалиция. Я даже не вижу такого, может Арье Эльдад или Бен- Ари на это способны, но у них нет электората. Увы

      1. Видите ли, если у Нетаниягу (Ликуда) будет 45 мандатов, это будет совершенно другой Нетаниягу.
        Если же нам — израильтянам,ещё и удастся прекратить политическую проституцию лидеров религиозных партий, это будет уже совершенно ДРУГОЙ Израиль. Эльдад, Марзель и Фейглин, имена без политического ресурса.
        Всё остальное зависит теперь толькоот скорости распространения «гангрены»в арабском мире.
        Пока тенденции обнадёживают.

        1. 45 мандатов Ликуду, было бы не плохо, но народ , к сожалению, продолжает покупаться на выборах на партии — однодневки типа » Куляну», Про Лапида я вообще молчу, да и НДИ давно себя изжила. У религиозных своя постоянная паства. Не вижу пока 45 мандатов для Ликуда. Но надежда умирает последней

  4. Стиль отношения Абдуллы Второго к откровенно дружественному Израилю, не многим отличается от поведения Абу Мазена, ибо король не менее настойчив в требовании — о передаче арабам Иудеи и Самарии, то есть, это продолжение действий его предшественников по захвату остальной территории Палестины, даже, уже владея, тремя из четверых ее частей.
    Его право надзора над святыми местами ислама, полученные по недоумию нашего левого руководства, дают ему возможность вмешиваться в наши внутренние дела, а так же гадить нам в разных подразделениях ООН, совершенно забывая о том, что, по факту, он является оккупантом в Палестине — вместе со своим пёстрым, арабским сборищем, ведь даже название этой страны, напрямую связано с иудейской рекой Иордан. И разве секрет, что предки короля вышли из Саудовской Аравии, и туда же должны вернуться, аналогично тому, что свершили евреи. Родина у всех народов незаменимая и в единственном числе, а все остальные захваченные земли, если смотреть правде в глаза — называют колониями. И, вроде бы, на нашей планете, с колонизацией покончено?! Но если внимательно присмотреться к Китаю, РФ , и к Северной Африке, где правят арабы, хотя там сохранились коренные народы.
    А что арабы делают в Палестине. Одно дело, если здесь арабы — иммигранты — лояльно относятся к репатриантам — евреям, а другое, когда вместо лояльности — первобытная вражда, то минимальная реакция на это — указать врагу за порог, а не пожелает вернутся на свою родину, то помочь ему силой.
    И если у Израиля появится волевой и принципиальный глава государства, то в его возможностях — усадить рядом на скамье подсудимых: Англию, преемницу Великобритании и нынешнего представителя Хашимитов от Иордании, дабы они ответили за сговор по захвату Палестины, и за другие последствия этого преступления! Как это похоже… Изгнание евреев из Иордании и отказ Великобритании от евреев — беженцев из нацистской Германии, и всяческие им препятствия при попытках добраться до Палестины. Это же надо было, уже после капитуляции гитлеровцев, чтобы английские спецслужбы получили приказ подрывать корабли, как в портах, так уже и в море, которые перевозили евреев выживших в период нацисткой оккупации, и одновременно Иордания получила от англичан — современное вооружение, обучение и даже английский командный состав. И это была самая боеготовая воинская часть в объединённом арабской войске, которое напало на Израиль — уже на следующий день после его заявление о суверенитете.

  5. «Саудовская Аравия пожертвовала Восточному Иерусалиму 150 миллионов долларов» — на «содержание исламского наследия». (Курсор)
    Когда израильское руководство не борется за Храмовую гору как за еврейскую святыню и еврейское наследие, то арабы объявляют ее — «исламским наследием», основываясь на МИФЕ (ЛЖИ) — о «вознесении» Мухаммеда на небо, (где он получил правила мусульманской молитвы) якобы «из Иерусалима, который ни разу прямо не упоминается в Коране, о чем в Израиле давно известно.
    Никто не противостоит этой подлой арабской ЛЖИ и Израиль «получает сполна» и от арабов и от европейцев: «Die Zeit: «Мировое еврейство оккупировало арабские земли и создало Израиль». (NEWSru.co.il)

    1. Мадам, нас ещё Манефон, если знаете о ком я, не хуже сёдняшних гоев поносил.
      А уж как Де Голль. Так что, и на этих писак мы наплюём.
      Очевидно у вас недопонимание того факта, что писать можно где угодно, только это не всегда даёт желательные писарчуку результаты.
      Результаты определяются экономикой, и военными технологиями.

Обсуждение закрыто.