Еврей Троцкий и русская революция.
(К 100 — летию Октябрьского переворота в России)
Столетний юбилей Великой Октябрьской Социалистической Революции, ранее так высокопарно называемой в России, в этом году отмечен спокойно, я бы сказал, тихо и не торжественно. Историки новой России за 27 лет так и не определились была ли революция добром или злом для страны, оправданы ли успехи государства в сочетании с кровавым терором и бессправием народа в течениие долгих семидесяти с лишним лет. Основная масса российского общества (возраст 45 лет и моложе) оценивают эти события со знаком минус, другая, из которой состоит властная элита (бывшие коммуняки и чекисты), со знаком плюс. И вообще, что это было – революция пролетариев, большевитский переворот или «еврейский заговор»? Да-да. Я не оговорился –«заговор сионских ротшильдов», тогдашних березовских и ходорковских. Проследим как оценивалось участие евреев в революции средствами массовой информации в потоке времени. В годы советской власти, когда значение революции возвышалось до небесных высот, роль евреев в тех событиях всячески уменьшалась, замалчивалась, а если упоминалась, то только в негативном плане: евреи меньшевики, евреи ревизионисты, троцкисты, враги народа, безродные космополиты, торгаши и предатели родины. «Толковых» евреев как бы и не было. Евреи обозначались простыми русскими фамилиями, псевдонимами. Кому это было интересно знать? Дышим спокойно, мы – интернацоналисты (?!)
После фиаско Советского Союза и возглавляемой им мировой соцсистемы резко изменились оценки революции 1917 года. Изменились полярно. Не было, дескать, революции, был переворот, организованный евреями, жидо-массонами, пришедшими извне и захватившими власть в многострадальной православной Руси. Во всех бедах россиян виноваты Троцкий (Бронштейн) и его последователи. Как говорится, евреи – кругом одни евреи…Такие суждения и сейчас превалируют в социальной сети, в многочисленных антисемитских интернет-сайтах, видеороликах и других СМИ. Конечно, власти от этого всячески отрекаются, по крайней мере, официально.
В действительности большинство евреев России в Российских революциях не участвовало. А те, которые участвовали, как правило, не имели и не поддерживали никакой связи с еврейской общиной, за исключением членов чисто еврейских национальных партий, таких как Бунд. Видные евреи большевики никогда не были связаны с еврейскими массами и никогда не примыкали к какой-либо еврейской организации. Они всегда были ярыми противниками еврейского национального и культурного движения, и каждый из них постоянно подчеркивал, что он не еврей, а «интернационалист». Они всегда считали себя русскими и с еврейским народом не имели ничего общего, кроме своего происхождения. И первым из них был Лев Давыдович Троцкий.
Его именем называли заводы и города. Творец Октябрьского переворота, предводитель победоносной Красной Армии, ближайший соратник Ленина, неистовый борец за светлое будущее всего человечества — товарищ Лев Троцкий! Но уже после первых его свершений неосторожно высказанная симпатия к этому человеку грозила тюрьмой и даже расстрелом.
Троцкий всю жизнь пытался избавиться от образа нерешительного и мягкого интеллигентного еврея. Большевистское движение ожесточило интеллектуала Троцкого, превратив его в глазах антисемитов в демоническое олицетворение иудо-коммунизма. Даже в революционных кругах, относившихся к нему с симпатией, Троцкого воспринимали прежде всего как еврея. В 30-е годы понятие троцкизм стало синонимом предательства и превратилось в жупел сталинской пропаганды.
В начале жизни Лейба Давидович Бронштейн, ставший впоследствии Львом Троцким, мало чем отличался от множества своих сверстников — украинских евреев конца XIX века. Но в девять лет его отправили в космополитичную Одессу учиться. К восемнадцати он уже увлекся радикальной политикой — и началась жизнь, состоящая из тюремных сроков, революций и ссылок. Его первый брак освящал раввин — и на этом еврейские события взрослой жизни Троцкого исчерпаны. Всем делом ее стал интернационализм, отвергавший любые национальные и религиозные различия. Именно из-за этого интернационализма Троцкому был так отвратителен антисемитизм. Тема эта никогда не уходила из его работ и бесед. Еврейства своего Троцкий не скрывал — да и недоброжелатели всю жизнь не давали о нем забыть.
*****
Если бы в Петербурге не было Ленина и меня, не было бы и Октябрьской революции…Социалистическая революция – единственное реалистичное решение еврейского вопроса. Если еврейские рабочие и крестьяне попросили себе отдельное государство, это хорошо. Но при Великобритании они его не получили. Однако, если они все-таки его хотят, пролетариат даст им его. Мы сейчас не в почете, но только победивший рабочий класс может им его предоставить… Я не знаю, смогут ли евреи возродиться как нация. В любом случае не может быть никаких сомнений в том, что материальные условия для существования евреев как самостоятельной нации могут быть созданы только с помощью пролетарской революции. На этой планете нет такой вещи, как идея, что у одного больше прав на землю, чем у другого. Создание территориальной базы для еврейства в Палестине или какой-то другой стране возможно только при условия иммиграции туда большого количества людей. Только победа социализма может взять на себя такую задачу. Можно предсказать, что это произойдет либо на основе взаимопонимания, либо при помощи некоего международного пролетарского трибунала, который бы занялся этим вопросом и решил его.
*****
В молодости я был склонен предполагать, что евреи разных стран все-таки ассимилируют и еврейский вопрос исчезнет вроде как сам собой. Историческое развитие последней четверти века не подтвердило этого прогноза. Загнивающий капитализм привел к повсеместному обострению национализма, частью которого является антисемитизм. Еврейский вопрос приобрел наибольшую актуальность в самой высокоразвитой капиталистической стране Европы – в Германии. С другой стороны, евреи разных стран создали свою печать. Они создали язык идиш для адаптации к современной культуре. Необходимо поэтому считаться с тем фактом, что еврейская нация еще целую эпоху будет поддерживать себя в качестве нации. Однако нация не может нормально существовать без собственной страны. Из этой идеи вырос сионизм. Но события каждого нового дня показывают нам, что сионизм не способен по-настоящему решить еврейский вопрос. Конфликт между евреями и арабами в Палестине приобретает всё более и более угрожающий и трагический характер. Я отнюдь не считаю, что еврейский вопрос может быть решен в рамках загнивающего капитализма и под контролем британского империализма. А как же, спросите вы меня, может решить этот вопрос социализм? На этот счет я могу предложить вам лишь гипотезы. Когда социализм станет хозяином нашей планеты или, по крайней мере, наиболее важных ее частей, у него появятся невообразимые возможности во всех областях. В человеческой истории была эпоха великого переселения народов на базе варварства. Социализм же создаст возможность для великих переселений на базе самой передовой техники и культуры. Само собой разумеется, что я говорю не о насильственных перемещениях, то есть образовании новых гетто для некоторых народов, а о перемещениях, на которые эти народы сами согласились, точнее даже, которых они потребовали. Рассеянные по миру евреи, которые захотят снова собраться вместе, получат достаточно обширное и прекрасное место под солнцем. Такая возможность появится и у арабов, и у всех других разбросанных по земле народов. (1937)
*****
Aнтисемитизм был довольно широко распространён в царской России среди крестьян, мелкой городской буржуазии, интеллигенции и более отсталой прослойки рабочего класса. Россия-Мать была прославлена не только её периодическими еврейскими погромами, но также существованием большого числа антисемитских публикаций, которые в те дни пользовались широким распространением. Октябрьская Революция упразднила бесправный статус евреев. Это, разумеется, не значит, что антисемитизм был выметен одним ударом… Все серьезные и уважаемые наблюдатели, особенно те, кто жил среди трудящихся масс длительное время, свидетельствуют о существовании не только старого и традиционного антисемитизма, но и новой советской вариации…В месяцы предшествующие исключению Оппозиции из партии, арестам, ссылкам (вторая половина 1927 года), антисемитская пропаганда приняла совершенно распущенные формы. Лозунг “Бей Оппозицию” часто принимал вил старого лозунга: “Бей жидов, спасай Россию”. Дело зашло так далеко, что Сталин был вынужден выступить с печатаным заявлением, в котором говорилось: “Мы боремся против Троцкого, Зиновьева и Каменева не потому что они евреи, но потому что они оппозиционеры” и т. д. Каждому политически мыслящему человеку было совершенно ясно, что эта сознательно двусмысленная декларация, направленная против эксцессов антисемитизма, в то же время совершенно преднамеренно питала их. Не забывайте, что лидеры Оппозиции – евреи . Таково было значение заявления Сталина опубликованного в советском журнале…Некоторые мудрецы даже обвинили меня во внезапном раздувании еврейского вопроса и в намерении создать своего рода гетто для евреев. Я могу лишь с состраданием пожать плечами. Всю мою жизнь я жил вне еврейского окружения. Я всегда работал в русском рабочем движении. Мой родной язык – русский. К сожалению, я даже не учился читать на идиш. Еврейский вопрос никогда не был в центре моего внимания. Но это не означает, что я имею право быть слеп к еврейским проблемам, которые существуют и требуют решения…Наши потомки будут знать лучше чем мы, что им делать. Я имею ввиду переходный исторический период когда еврейский вопрос как и сейчас ещё актуален и требует адекватных мер от мировой федерации рабочих государств. Очень похожий метод решения еврейского вопроса, который при загнивании капитализма имеет утопический и реакционный характер (Сионизм), при режиме социалистической федерации приобретёт реальное и целительное значение. Это то на что я хотел указать. Как может любой марксист или любой последовательный демократ этому возражать? (Из статьи ”Термидор и антисемитизм ”, 22 февраля, 1937, The New International May 1941. – А.З.)
Источник: Блог Анатолия Зеликмана – www.zelikm.com — Евреи глазами именитых друзей и недругов.