Хаим Навон
Чтобы наше семейное и общинное пространство говорило на языке наших идеалов, мы должны вкладывать в это немало ресурсов. Само по себе это не случится
Путешествуя летом в Америке, мы провели с друзьями Субботу на караванном кемпинге в Юте. Перед наступлением Шабата мы натянули ленточки эрува вокруг двух наших караванов.
Приветливый работник кемпинга вежливо заметил, что запрещается развешивать белье. Мы объяснили ему, что это еврейский религиозный обычай, не связанный с бельевыми веревками. В полдень прибыл другой приветливый работник и сказал, что кто-нибудь может, проходя, задеть головой за ленточки.
Когда мы объяснили, что это религиозный обычай, он спросил: должны ли ленточки, согласно религии, быть белого цвета или можно повесить желтые предупредительные ленты? И так он сделал. Выяснилось, что мы вызвали небольшую бурю среди работников кемпинга, потому что третий работник пришел и спросил вежливо: какой праздник мы собираемся отмечать развешивая белые ленточки вокруг машин?
У меня нет никаких претензий к тем американским работникам, но я подумал тогда, что не хотел бы растить детей в месте, где они чужие и странные, а остальные воспринимаются естественно.
Затем я подумал, насколько тяжело надо работать и в Израиле, чтобы создать детям пространство, в котором их вера и образ жизни — сами собой разумеющиеся. Ведь и в Израиле общественное пространство — светское. Много израильтян распознают эрув, наткнувшись на него; но я хочу, чтобы мои дети росли в жизненном пространстве, где эрув назувают эрувом, а не «этими ленточками религиозных».
Люди говорят мне: чего ты опасаешься? Пусть узнают много дорог и выберут сами. Но я хочу, чтобы родным языком моих детей был галахический еврейский, чтобы он был их изначальным выбором, из которого они будут делать свои выборы. Легко пренебрегать этим утверждением, если вы принадлежите к светскому большинству.
Нерелигиозные друзья говорят мне: «Чем тебе мешает видеть евреев, ездящих в Субботу? Пусть каждый решает для себя!»
В конечном итоге я согласен: в Израиле должна быть свобода движения в Субботу. Но они не понимают цену, которую я плачу этим согласием. Улица, по которой некоторые ездят в Субботу, а некоторые не ездят — это не нейтральная улица, а светская. Если вы светский, то удобно для вас, чтобы это было естественное состояние, которое знают ваши дети. Удобно вам, чтобы кафе были закрыты в День Памяти и открыты в Субботу. Если вы светский, то израильская улица отражает ваши идеалы.
Есть светские, говорящие мне: я посылаю своих детей в школу, где учатся и светские и религиозные — это стимулирующий вызов для них. У меня нет претензий к этим замечательным школам, но мой ответ: согласились ли бы вы послать своих детей в школу, где вместе учатся демократы и расисты?
В школу, где половина семей открыто заявляют, что гомосексуалисты — это извращенцы? Вы бы — как демократ — предпочли бы отрезать себе руку, но не отправить детей в такую школу, в которой ваши базовые либеральные верования не являются само собой разумеющимися. Так знайте, что и у меня есть базовые идеалы, важные для меня.
Вера в права человека превратилась в нынешнем поколении в нечто само собой разумеющееся — не потому что с точки зрения философии это так ясно. Выдающийся философ Алистер Макинтейер (Alasdair MacIntyre) сказал, что с точки зрения логики вера в права человека равноценна вере в единорогов. Никто не представил убедительное доказательство, что у человека есть какие-то права.
В частности, нет никакой возможности философски обосновать такую постоянно раздуваемую оценку в нынешнем общественном диалоге прав человека.
Уже не говоря о естественных элементарных правах, вроде права на жизнь или справедливый суд — тем более неопределенные права на любовь, родительство, уважение и т.д.
Поскольку каждому праву противостоит обязанность, то, вроде бы, все мы обязаны предоставлять любовь, родительство и уважение всем желающим. Вся эта сомнительная паутина прав воспринимается как Учение с Синая только, потому что сторонники теории преуспели превратить ее в нечто само собой разумеющееся, в систему, определяющую координаты общественного диалога, и поэтому никто не рискует усомниться в этом.
Почему «просвещенные» так ревностно-фанатично относятся к своей вере в права человека? Почему они так спешат закрыть рот каждому думающему иначе? Может, потому что им важно воспитывать своих детей в их вере, и в самом деле трудно привить ценности детям, не превращая их в само собой разумеющиеся. Только после того, как дети усвоили родной язык идеалов, они могут изучать и иностранные языки.
Как можно растить детей в мире, в котором наши еврейские идеалы уже не являются родным языком общественного диалога?
Что можно сделать — в предположении, что не хотим или не можем закрыться в своей среде?
Прежде всего, мы должны бросить вызов «само собой разумеющемуся», которое другие пытаются навязать израильской улице. Если улица не отражает полностью мои идеалы, пусть и не отражает полностью противоположные идеалы.
Дайте и мне место. Кроме этого я чувствую необходимость гораздо больше вкладывать в мою семью, чтобы, по крайней мере, семейное пространство и, может, общинное говорили на языке наших идеалов. Я не хочу возвышать перегородки — поэтому я обязан углубить корни.
Чем больше дом будет более существенным для наших детей, тем выше шанс, что они будут помнить, что седьмой день — это не праздник ленточек, а Шабат.
Источник на иврите — Макор ришон
Перевел Моше Борухович — МАОФ
Октябрь 2017
Какой же Вы, умница, хамам Навон. Как нужны Ваши мысли евреям, вступающим в жизнь, а по сути всем, всем людям. Не «наши неразменные ценности», христианские, коммунистические, исламские важны, а способность не мешать тем у кого другие ценности.
Я Вам сочувствую господин Навон, но Ваше и вам подобных время ушло. Ушло. Вы не можете запретить большинству делать то, что оно, большинство, желает.
Вы и Вам подобные всячески стараются доставить этому большинству неудобства. Например запретить работу общественного транспорта в шабат, и тем самым заставить покупать машину многим и многим людям, которые в противном случае, без нее прекрасно могли бы обойтись. Эти, абсолютно лишние автомашины перегружают дороги и порождают смог.
Или перекрыть дороги, плевать в женщин военнослужащих и обзывать их шлюхами. Пока что большинство эти ваши выходки терпит а дальше….
Скорее всего автор не услышит моих вопросов. А жаль.
И, всё же …
————————————————
Вы, уважаемый автор, сетуете :
» Ведь и в Израиле общественное пространство — светское. »
То есть, вам хотелось бы, чтобы оно строилось на других, религиозных (иудейских) принципах.
Вам известна какая-нибудь УСПЕШНАЯ страна, построенная НЕ на светских принципах ?