После ста двадцати лет жизни раввин и таксист предстали перед Небесным судом, — шутят американские евреи. Ангелы небесные думали, что раввин получит заслуженную награду, но нет, первым в рай был препровожден таксист. «Где справедливость?» — вопрошали ангелы. Тогда ответили им Небеса: «Когда раввин говорил о Торе, его слушатели сразу же засыпали, а когда таксист начинал свой рейс по городу, его пассажиры сразу же начинали молиться!»
Я позволил себе начать эту статью с шутки, потому что в каждой шутке есть доля правды. «Какая правда может быть в данной шутке?» — удивится читатель. Может быть, эта шутка заставляет нас задуматься об относительности достижений и ярлыков?
Приведу еще одну шутку, которую недавно услышал на свадьбе.
Один гость произнес тост, вспоминая о том, что дед жениха был брошен на десять лет в тюрьму за помощь родителям Любавичского Ребе, находящегося тогда в ссылке в Алма-Ате. Отец жениха стал ученым — физиком-ядерщиком и, много лет находясь в отказе, боролся за право выезда евреев из СССР. Родители невесты, живя в Киеве и находясь в многолетнем отказе, сумели сохранить еврейские традиции.
Обе семьи, приехав в Америку, дали своим детям еврейское образование. Поэтому их свадьба является в значительной степени достижением родителей. Теперь эстафета в руках детей, которые строят еврейскую семью и своими добрыми делами должны заслужить доброе имя. Ибо кем бы ни был твой дед или отец, главное то, чего ты добиваешься сам, кем становишься благодаря собственным усилиям. Тогда гость проиллюстрировал свою мысль следующей шуткой.
«После ста двадцати лет жизни раввин и вор предстали перед Небесным судом. Ангелы думали, что раввин получит заслуженную награду, но первым в рай был препровожден вор. «Где справедливость?» — вопрошали ангелы. Тогда ответили им Небеса: «Отец раввина был великим мудрецом Торы, а сын не достиг уровня своего отца. Отец вора был убийцей, но сын его стал лучше отца: не убивал, а лишь воровал».
Вы смеетесь? А я вспоминаю рассказ Торы о том, что, когда Эйсав задумал убить Яакова и узнал, что тот бежал, послал своего сына Элифаза, приказав ему убить Яакова. Элифаз настиг его, но вместо того, чтобы убить Яакова, ограбил его. Поясняя эту историю, рабби Хаим Каневский писал, что духовный рост каждого человека относителен. У одного человека духовный рост выражается в том, что он начинает творить добро, другой перестает творить зло. Однако даже если человек творит меньше зла, как в случае с Элифазом, то это тоже некая ступень прогресса и духовного роста.
Настоящие заслуги человека выражаются не в том, что он получил благодаря своим родителям, а в том, чего он добился своими усилиями. Задумайтесь, кто достоин большей награды: человек, который вырос в религиозной еврейской семье и соблюдает заповеди Торы, или еврей, который вырос в России и, несмотря на все сложности, сам начал изучать Тору и соблюдать заповеди? Возможно, что пребывание в России можно рассматривать не только как испытание, но и возможность, преодолев его, заслужить награду. «Легкая жизнь — это не жизнь, — повторял мой учитель в Иерусалиме рав Борух Эзразхи. — Человек заслуживает награды, лишь преодолевая препятствия. Потому если нет сложностей, то нет и награды, тогда не может быть настоящего успеха, который приходит к человеку в награду за его труд!»
Наша недельная глава открывает вторую книгу Пятикнижия, посвященную рассказу об Исходе, преодолению египетского рабства и обретению свободы. Но почему она называется «Шмот» — «Имена», начинаясь с перечисления имен сыновей Яакова, которые пришли в Египет?
Мудрецы Талмуда приводят слова царя Соломона:
«Лучше доброе имя, чем добрый елей» (Экклезиаст 7:1).
Раши поясняет: «Сказал рабби Йехуда, сын рабби Симона: «Мы знаем, что носители доброго елея вступили на место жизни (Храм) и покинули его сожженным (погибли из-за того, что принесли в Храм «чужой огонь». — Это Надав и Авиху, помазанные елеем (получив по наследству статус коханим). Мы знаем также носителей доброго имени, которые вступили на место гибельное (царь Вавилона Навуходоносор решил их бросить в огонь) и вышли живыми. Это Ханания, Мишаэль и Азария, которые вышли живыми из огня (благодаря своей праведности)».
Ребе из Гур поясняет в своей книге «Сфат Эмет», что елеем, оливковым маслом, мазали голову царя (отсюда — помазанник) или первосвященника — служителя Храма. Цари и коганим (служители Храма) передавали своим детям свой статус по наследству. Как бы ни была важна корона Царства, самой великой короной, которой может обладать человек, является та, которую он заслужил своими поступками, — это корона его Доброго Имени.
Почему сыновья Яакова спускаются в египетское изгнание? Потому что, преодолевая испытания изгнания, они и их дети обретут свои добрые имена.