Место, где остаются наши сердца

В это романтичное местечко меня, как уже часто бывало, занес Его Величество Случай. Командировка в Нью-Йорк уже заканчивалась, когда коллега из одной русскоязычной газеты упомянул о своей поездке в Гватемалу. «Там, в Антигуа, есть отель для израильтян и евреев!» — сказал он. Его сообщение вызвало интерес не только у меня, но и у главного редактора «Новостей недели», и на другой день я уже ехал из столичного аэропорта этой небольшой страны в туристический рай у трех вулканов.

К моему удивлению, выйдя на конечной остановке автобуса, я действительно увидел израильский флаг, гордо развевающийся над самым высоким (в четыре этажа) зданием этого городка. И вот я стою у входа в отель, который называется на английском «Place to Stay» (дословно: «Место, где стоит задержаться»). Он уже стал легендой среди наших ребят, путешествующих с рюкзаками по долинам и по взгорьям Латинской Америки. Раньше, после демобилизации, молодые израильтяне отправлялись чаще всего на Дальний Запад США, но в начале нового тысячелетия одним из основных их маршрутов, кроме Индии и Таиланда, стали страны Центральной и Южной Америки. А одной из главных достопримечательностей на этом нелегком пути стал городок Антигуа в Гватемале.

Столица колониального генерал-капитанства Гватемала была основана в начале XVI века. Город расположен на высоте 1500 метров выше уровня моря, в зоне сильных землетрясений. Он оставался главным городом испанской колонии с 1543 по 1773 год, когда был сильно разрушен стихией, но его основные памятники сохранились в виде руин. После этого столицу перенесли на ее теперешнее место и назвали Гватемалой (официальное название — Гватемала-Сити). Тогда как Антигуа по праву считается одним из старейших и красивейших городов обеих Америк. Его кварталы расположены в непосредственной близости от трех погасших (к счастью) вулканов: Агуа, Феуго и Акатенанго. Они же защищают его от ветров, поэтому здесь всегда жарко.

Город этот — живой музей колониального барокко, ныне находящийся под охраной ЮНЕСКО. Он пережил бесчисленное количество наводнений и пожаров. Антигуа очень живописен.

В течение последних трех столетий город, построенный по прямоугольной сетке, со зданиями в стиле итальянского Возрождения, обогатился и другими прекрасными памятниками.

В Антигуа есть также Музей музыки и культуры майя, где можно увидеть множество редчайших экспонатов, сохранившихся еще с эпохи колониальных завоеваний. По воскресеньям туристы и местные жители охотно посещают ярмарку, проходящую в Центральном парке. Можно с уверенностью сказать, что во всей Южной Америке нет места похожего на Антигуа, а на всем континенте — такого отеля, как «Place to Stay».

И вот я знакомлюсь с его хозяином, Раулем Армандо Крус-Вальдесом, симпатичным 42-летним мужчиной. Именно он открыл отель в здании, где должны были проводиться курсы испанского языка для местных жителей.

— Но как же это здание превратилось в гостиницу? — спрашиваю я.

— Я был тут подрядчиком. И вот как-то вечером, когда оно было почти готово, в дверь постучала одна девушка. Ее звали Ширли, приехала из Израиля. Она спросила, нет ли у нас места для ночлега. Я не мог отказать такой очаровательной особе, и мы выделили ей комнату. Она прожила у нас неделю, ей очень понравилось, а перед отъездом девушка посоветовала открыть здесь гостиницу. Я задумался и решил, что это неплохая идея. Я попросил Ширли дать название будущему отелю. И так у нас появился «Place to Stay».

— Но почему тут останавливаются так много евреев и израильтян?

— Наверное, так было угодно Г-споду…

— Что вы имеете в виду?

— Еще за несколько лет до открытия отеля мне стало казаться, что я иду по неправильному пути в моей жизни. Меня волновала проблема самоидентификации, я решил, что у меня должны быть еврейские корни, и захотел найти их. Такое уже бывало в наших краях.

— И что же, удалось вам это сделать?

— К сожалению, нет. Я получил подтверждение, что мой отец был правоверным католиком, а маму религия вообще не интересовала. Тогда я решил перейти в иудаизм и уже начал подготовку к гиюру. Для этого я обратился в отделение ХАБАДа в столице, и там меня познакомили с духовными лидерами еврейской общины Гватемалы. Они начали обучать меня.

— И вы почувствовали себя настоящим евреем?

— Именно так. Работая в этом отеле, я почувствовал себя причастным к еврейской культуре. Теперь в моей жизни появился новый смысл. Я счастлив, потому что нахожусь среди тех, с кем хотел быть давно — с израильтянами и евреями со всего мира.

По словам Крус-Вальдеса, «Place to Stay» уже стал временным пристанищем для тысяч наших собратьев со всей планеты. Пребывание здесь обходится постояльцу в три-пять долларов в сутки, и все 30 «койкомест» отеля постоянно заняты. Гости создают веселую толчею в ванных и туалетах, готовят еду на кошерной кухне и отмечают за общим столом наступление шаббата. А последние два года в «Place to Stay» собираются на пасхальный седер представители общины хабадников Гватемалы и их гости со всего света. В этом году в нем принимали участие около 150 человек.

В холле гостиницы обращает на себя внимание стена напротив входа, обклеенная множеством почтовых открыток, фотографиями, письмами и произведениями искусства различных жанров. Все они присланы или оставлены тут сотнями израильтян и евреев со всего мира. Это главное свидетельство дружеских связей между директором отеля, его братом и помощником Фернандо, работающим там с 2003 года, и их гостями. У этого «стенда» я встречаю нашего соотечественника Алона Бен-Иегуду, 28-летнего парня из Нетании.

— Куда направляетесь, Алон?

— Да вот мы с подругой бродим по Центральной Америке уже пять месяцев. Скоро будем в Гондурасе.

— Вы в первый раз в «Place to Stay»?

— Нет, уже в третий. Мне нравится, что здесь я среди своих, а эта стена всегда привлекает мое внимание. На ней я даже нахожу послания от знакомых мне людей. Читаю на иврите, и мне кажется, что я дома… Мы с подругой приехали как раз в пятницу вечером и смогли отметить здесь шаббат. Такое возможно далеко не везде…

Тут к нам присоединяется и 23-летняя Ноа Миндлин из Мейтара. Она путешествует по этим краям четыре месяца. И для нее «Place to Stay» — любимое место отдыха после долгой дороги. «Знаете, только тут мне удалось впервые отметить шаббат за все это время, — признается она. — Так здорово оказаться в кругу своих вдали от Израиля и именно в субботу!»

— А как вам сам отель?

— Ну, конечно, это вам не Европа или Штаты… Но управляющий создал здесь такую теплую атмосферу, что забываешь о неудобствах. К тому же я полностью доверяю ему. Согласитесь, что вдали от Израиля это довольно важно…

Следующий мой собеседник — 42-летний житель Тель-Авива Нисим Бар-Кохав. Вот уже два месяца он путешествует по Гватемале. «Что вам сказать, не так уж много мест на планете, где мы чувствуем себя как дома», — говорит он. С ним полностью согласен и Алон Бен-Иегуда: «Во многих местах, где мы бываем, израильтян не любят. Я путешествовал по Аргентине, Бразилии, Чили, Мексике… Стоило местным жителям узнать, откуда я, как у них портилось настроение… Дело в том, что многие наши парни и девушки отправляются в такие путешествия после армии и хотят «расслабиться». Зачастую они ведут себя, скажем так, слишком «раскованно», не обращая внимания на окружающих и не заботясь о сохранности окружающей среды, где они находятся. Нам надо научиться вести себя, стать более цивилизованными и не забывать, что мы представляем Израиль, который и так находится в центре внимания всего мира…

Еврейская община Гватемалы — крошечная, она насчитывает около 1200 человек, однако Крус-Вальдес напоминает, что общественность этой страны всегда испытывала теплые чувства к Израилю. Именно Гватемала первой признала Государство Израиль после решения Генеральной Ассамблеи ООН о его создании. Причем многие местные жители знают об этом и гордятся своими «особыми связями» с нашей страной. В то же время есть и проблемы. Рауль Крус-Вальдес рассказал мне, что несколько раз европейские туристы, не имевшие представления о «специализации» его отеля, выражали возмущение «засильем» евреев и покидали «Place to Stay» уже на следующий день…

— Тогда я отказывался брать у них деньги за постой, — говорит с возмущением мой собеседник. — Наш отель предназначен не только для израильтян. Здесь могут останавливаться люди из любой страны — если они уважают евреев!

— Поддерживаете ли вы связи с постояльцами после их отъезда?

— Да, конечно, — вступает в разговор брат Рауля, Фернандо. — Причем многие спрашивают, что нам прислать. Мы просили только футболки и свитера с надписями на иврите, а еще — израильские флаги. Теперь все это довольно регулярно приходит — причем часто без указания обратного адреса.

— Теперь у нас столько флагов, что когда один пачкается, мы тотчас вывешиваем другой, даже не стираем их, — добавляет хозяин отеля.

У него на шее я замечаю цепочку с магендавидом — ее прислала одна из бывших постояльцев.

— Это значит для нас очень много, — говорит Рауль Крус-Вальдес. — Мы знаем, что в вашей стране нас поддерживает много людей, что они помнят о нас.

— Не собираетесь посетить Израиль?

— Да, мы мечтаем об этом, — отвечает Фернандо. — Я, например, собираюсь к вам сразу после экзаменов. Это будет мой подарок самому себе. (Через два года он окончит ветеринарный факультет в университете Гватемала-Сити.) Я уже предвкушаю радость встречи с ребятами, с которыми подружился здесь.

А стоящий рядом Нисим Бар-Кохав комментирует его планы таким образом: «Когда братья приедут к нам, они смогут долго выбирать, где остановиться!»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора