«Крошка сын к отцу пришел
И спросила кроха:
Елка — это хорошо,
Или это плохо?»
Информация к размышлению
Все началось с того, что пару дней назад я повез трех своих внуков — семи, пяти и полутора лет смотреть неописуемую красоту праздничного оформления домов в Бенсонхерсте и Бей-Ридже.
Не буду говорить о безудержной фантазии и выдумке людей, превративших в эти дни свои дома в сказочные дворцы, окруженные светящимися, двигающимися, переливающимися огнями. Те, кто побывали там, все это видели.
Не буду говорить о реакции своих пацанов, об их горящих глазах, сотнях вопросов и полном восторге от увиденного. Те, кто возил в этот район своих детей и внуков, скорее всего, наблюдали похожую реакцию.
Не буду говорить и о том, что память об увиденном — впечатление надолго, если не навсегда, останется в памяти прекрасным кусочком детства.
А о чем же все-таки, пойдет разговор? Да все о том же, о чем, наверное, не стоит говорить в еврейской газете — о новогодней елке для наших детишек. Давайте хоть раз откровенно поговорим о том, что в самой глубине еврейской души лежит не самым плохим воспоминанием нашего с вами детства.
Все, что было там со мной, помню…
Я родился и вырос в интернациональном городе бывшего СССР — в Баку. Помню наш двор, в котором жили евреи, азербайджанцы, армяне, татары, русские, грузины, и никто никогда не задавал вопроса о национальной принадлежности. В Пейсах детишки нашего двора хрустели мацой, которой щедро угощала всех моя бабушка.
В Новруз-Байрам мы объедались вкуснейшей пахлавой и шякэр-бурой, в пасху мы ели огромные куски куличей. И ни у кого: ни у наших родителей, ни тем более у нас, детишек — от 5 до 12 лет, не возникало вопроса о «национальной самоидентификации» в связи со съеденными национальными вкусностями.
То же самое было и с новогодними елками. Они стояли в каждой семье. Причем родители договаривались наряжать елку не одновременно, т. к. весь двор принимал участие в украшении душистой красавицы, а поочередно, с интервалом хотя бы в пару часов, чтобы детишки могли участвовать в оформлении каждой елки.
Во время «елок» (так назывались елочные праздники, которые устраивала каждая семья) чей-то папа становился Дедом Морозом, а за роль Снегурочки бились все девчонки нашего двора. Шились роскошные наряды из старых тюлевых занавесок, а лоскутки бархата от маминых платьев и кусочки меха от старых бабушкиных шуб делали эти наряды такими, что юдашкины с карденами лопнули бы от зависти, доведись им увидеть такое…
Зимние каникулы…
Они продолжались две недели. Трижды в день все эти недели в каждой школе, в каждом детском саду, в каждом из десятков Домов и Дворцов культуры, во всех театрах, цирке — везде шли елочные представления. Почти каждый бакинский ребенок успевал побывать на двух, трех, а иногда и десятке таких праздников. Все эти представления никогда не дублировали друг друга. Да, сюжеты и герои везде были одинаковыми: Дед Мороз, Снегурочка, зайчики, волчата и лисята и обязательный отрицательный герой (героиня), который строил всякие козни, мешая зажечь праздничные огни на елке… Но приключения всегда были разными, как и пути преодоления всех препятствий. Вспомните, как залы, заполненные нарядной детворой, замирали в ожидании развязки и вопили от восторга, когда елка вспыхивала сотней разноцветных огней. А новогодние подарки?.. Пара мандаринок, пачка старого печенья и несколько залежавшихся конфет. Но разве в этом было дело? Вспомните запах очищаемых прямо во время представления мандаринок, который, смешиваясь с ароматом свежей хвои, придавал празднику самый незабываемый «вкуснопраздничный» запах. И сейчас, 55 лет спустя, я ощущаю его. И еще одно воспоминание: утро, когда только начинаешь просыпаться, еще даже глаза не открыл, а запах хвои уже щекочет ноздри, и первое, что бросается в глаза, ЕЛКА!
Какая здесь связь с религией, с языческими символами, с христианством, католичеством или тотемами острова Пасхи? Праздник, он и в Африке праздник!
«Любимый многими и мною
Предновогодний запах хвои
И мандаринов кожура
(Привет из братского Марокко);
С утра кухонная морока —
Форшмак, и шпроты, и икра
Под желтым кругом абажура
(В советском быте столько сюра!),
И золотая мишура
Еврейской елки — что же это?
Не Рождество, и не Советы,
А просто праздник. Б-же мой,
Нужны же радости простые:
Шары и блестки золотые,
И наконечник со звездой!»
(Из книги стихов «Еврейская елка»
Ирина Гольцова, Елена Тверская)
Все это было с нами… А кто объяснит внятно, по-человечески, чтобы поняли даже дети, почему и во имя чего мы лишили их этого праздника, который приносил столько радости нам самим?
Поиски радости
Я задался целью найти в Бруклине место, куда можно отвести своих внуков на елку. Покопался в Интернете, прочитал сотни объявлений, обошел десяток общественных Центров… Нет такого места. Правда, в некоторых детских садах проводят елочные праздники, но… только для «своих» детей, для тех, за которых ежемесячно платят родители. И еще в каждом русском ресторане ставят елки, обещают «массу удовольствия, море шампанского и бутылку водки в подарок!» Сомневаюсь, что для моих и ваших внуков водка — лучший подарок. И почему в ресторане? Даже если это проходит днем и формально рассчитано на детей? Что, во всем Бруклине уже нет ни одного зала, в котором можно, не оскорбляя религиозных чувств родителей, устроить праздничные представления для детей? В конце концов, почти в каждом крупном «билдинге» имеются специальные помещения для проведения праздничных мероприятий, которые, как правило, всегда пустуют. Разве там, при желании, нельзя организовать елочку для детишек этого и рядом стоящего домов?
Правда, есть парочка другая русскоязычных организаций, приглашающих детей с родителями на новогодний праздник. Но стоимость билетов на эти «детские» мероприятия соотносима с ценами на концерты гастролеров в «Миллениуме». Нет, я все понимаю, коммерческий интерес, но это ведь раз в году и только для детей! Для наших детей! Ау, где вы, спонсоры, благотворительные организации, профсоюзы? Ведь даже в застойном СССР советское подобие профсоюзов оплачивали от 75 до 100 % стоимости елочных билетов. Никогда не считал деньги в чужом кармане, но уверен, что профсоюзы — не самая нищенская организация в Америке. А наши бруклинские бизнесы? А наши конгрессмены, ассемблемены и прочие бизнес- и не бизнес мены и вумены? А наши бизнесы от продовольственных до всех остальных, которые, по их же утверждениям, «делают» в этот предновогодний период до 70 % годовой прибыли? Ау, несуществующая (?) русскоязычная община, объединитесь, хотя бы в этом, хотя бы в организации праздника для детей на том же бордвоке! Уверен, молчание будет мне ответом…
Ханжество или «осознание»?
И хорошо, если только молчание. Уверен, повторится то, что я уже пережил в первый свой Новый год в Нью-Йорке, когда 26 декабря поднимал в лифте елку для своих детей. От меня шарахались, как от прокаженного, а укоризненные взгляды и поджатые губы соседей сопровождали меня целый год, пока я не поменял квартиру…
Самое показательное то, что вечером 31 декабря половина жильцов нашего дома, празднично одетые, дефилировали в рестораны, в которых стояли те самые елки и где они «отмечали Новый год, а шампанское лилось рекой». Вторая половина дома, судя по пушечным залпам открываемого шампанского, не хуже отмечала «гойский» Новый год у себя дома. Это ли не ханжество? Да обзвоните все русские рестораны Бруклина, Квинса, Стейтен-Айленда — нигде не найдете свободного местечка. В Поконо, в Катскилах, все пансионаты и дома отдыха уже давно распродали путевки, забронировали Дедов Морозов и раскупили елочные украшения в близлежащих «99 cents». А что, мы все уже игнорируем праздничные «кристмасовские» и новогодние распродажи в магазинах? Или, установив дома елочку для внуков и положив под нее подарок, мы сразу перестанем быть евреями? Мне скажут, что есть наша Ханука — веселый и радостный праздник, когда принято дарить подарки и деньги детям. Прекрасно! А если наши дети побывают на разных праздниках и получат двойные подарки, это плохо отразится на их здоровье и настроении?
Американские евреи не считают нас настоящими евреями. Для них мы «гоим». Да, не все строго придерживаются многочисленных запретов и ограничений, предписанных нашей религией. Еврейство зиждется не столько на соблюдении обрядов и запретов, сколько на состоянии души. Наше еврейство выстрадано жизнью, постоянной борьбой с антисемитизмом как на бытовом, так и на государственном уровнях. Чего, по счастью, никогда не знали те, кто называют нас «гоим». Мы — евреи по крови, что течет в наших жилах со времен праотца Яакова… Именно по этому принципу нас уничтожали фашисты в Бабьем Яру и печах Освенцима и Майданека.
Авторитетное мнение
-… Елка оказалась живучей в суровом советском климате. В противовес Первомаю и Дню революции, Новый год стал единственным советским праздником, не связанным с политикой, подверженным наименьшему давлению пропаганды. Новый год стал самым веселым и любимым из советских праздников, наиболее популярным среди всего населения — включая евреев. Новогодние подарки заменили детям «Хануке-гелт».
В иудаизме, каждый праздник имеет глубокий внутренний смысл и образовательное значение. Мы празднуем еврейские праздники прежде всего для того, чтобы понять, как реальные события нашего прошлого могут помочь нам в сегодняшней жизни, а также быть источником нашего духовного роста. И уж никак не станешь думать, что праздники эти все скучные и серьезные, окунувшись в веселье еврейских праздников, такое, как маскарад в Пурим (в первую очередь для взрослых, а не для детей), зажигание ханукальных свечей и игру в дрейдл, хороводы в Симха-Тору или поиск афикомана в Песах. А Новогодняя елка для детей — часть привычной для нас системы ценностей, не связанных ни с какой религией…
Исраель Акерман,
габай Kehilas Moreshes Yaakov, общины евреев из бывшего Советского Союза в Нью-Йорке
Противоречит ли елочка в доме еврейской традиции?
— Если исходить из религиозного закона — противоречит. А если исходить из практики, из реалий советской, российской жизни, то, я думаю, елочка в доме не связана с религиозным обрядом. Скорее всего, это традиция, распространившаяся по стране. Ведь и православные люди ставят елку не ради религиозных обрядов. Это традиция, потерявшая религиозные корни. К евреям это тоже относится. Хотя, повторяю, с религиозной точки зрения, с точки зрения Галахи, это недопустимо.
Адольф ШАЕВИЧ, Главный раввин России
-… Новогодняя елка для детей, а она устраивается для детей, — это символ наступления нового года, праздник светский, начало календарного года. Поэтому если в каких-то семьях дети украшают елку как символ наступления Нового года, то это традиция, которая соблюдается во всех семьях, в том числе и еврейских. Конечно, в религиозных семьях елку не ставят — это противоречит иудаизму. Но если в светских семьях ее ставят, ничего не поделаешь — такая традиция. 31 декабря светские евреи собираются за столом и встречают Новый год вместе со всем человечеством — христианами, мусульманами и т. д.
Зиновий КОГАН, председатель Конгресса еврейских религиозных объединений и организаций в России, раввин общины современного иудаизма «Гинейни»
-… Когда мы были детьми, новогодняя елка всегда была для нас радостным событием. Когда мы выросли и стали родителями, тогда мы радовали наших детей, принося им елку и подарки, и сами радовались вместе с ними. Как же нам сейчас относиться к этому чуждому нашей традиции празднику?
Дело в том, что современное еврейство неоднородно. Оно состоит из многих групп религиозно-культурного плана. В строго ортодоксальных кругах есть тенденция неукоснительно придерживаться традиций, унаследованных за века в еврейской общине замкнутого религиозного гетто. Конечно, они новогоднюю елку не ставят. Но если говорить о евреях, принадлежащих к более либеральным конфессиям, то там другое отношение к культуре той среды, где они живут. Так, американские евреи достаточно активно празднуют нееврейские праздники, такие, например, как День благодарения. Для них это большие семейные праздники, которые они отмечают с неевреями.
Не является секретом, что очень многие по традиции ставят на Новый год елочки. Их покупают, украшают и устраивают семейный праздник. Новый год как таковой отмечают большинство репатриантов из СНГ. Ностальгия! Потому что сменить культуру — это не сменить квартиру или даже страну проживания…
Иосиф БЕГУН, главный редактор издательства «Даат» и журнала «Новый век»
-… Первое января — большой еврейский религиозный праздник, связанный с выполнением важной заповеди из Торы — заповеди обрезания. В этот день был обрезан основатель христианства. На тот момент он еще был правоверным иудеем. А что касается традиции отмечать первое января как начало нового года, то явным образом это никак не противоречит еврейской традиции, хотя и не соответствует ее духу… Некоторые этнические праздники со временем даже становятся общенациональными. Например, та же Ханука. В течение восьми дней вас поздравляют в любом американском учреждении — независимо от того, к какой национальности вы принадлежите. В витринах магазинов ханукальная символика соседствует с рождественской, по телевизору традиционные ханукальные песни звучат наряду с Christmas carols, а в Белом доме менора зажигается наряду с высоченной красавицей-елкой…
Давид КАРПОВ, раввин общины «Даркей Шалом»
Стоит ли приводить еще высказывания людей, разбирающихся в этой проблеме намного серьезнее, чем автор данной полемики? Может, лучше обратиться к самим читателям с просьбой высказаться по вопросу: лишать ли наших детей и внуков той радости, которая стала для нас приятным воспоминанием детства?
Ждем.
А елку для внуков я установлю в бейсменте… Как и наши соседи в десятках домов, прячась друг от друга, будто не праздник для детей готовим, а занимаемся чем-то непристойным…


Еврейский мальчик спрашивает:
— Папа, а почему евреи Новый Год в сентябре празднуют?
Не дожидаясь ответа быстро сам себе отвечает:
— А, знаю! Потому что в сентябре ёлки дешевле!
1. Леонид Амстиславский: Еврейство зиждется не столько на соблюдении обрядов и запретов, сколько на состоянии души.— B.S.: Как раз только на соблюдении мицвот (общественных и индивидуальных). Душу видит только Вс-вышний.