Продолжение. Начало в № 724
Перевод, обработка и комментарии Моше Фандо
Многие века библейский рассказ о падении древних стен Иерихона вызывал у мира улыбку. «Мало того, что не было Иерихона, — говорили критики Торы, — так они, эти религиозные, еще и сказку придумали про трубы». Примерно так звучали строки из книг и журналов критиков Торы. Однако критикам пришлось все же умолкнуть перед очевидными фактами археологии. Еще в 1907 — 1913 гг. археологи Селин и Ватзингер, а позже, в 1952 году, Кэтлин Кэньян предоставили миру неопровержимые доказательства не только существования города Иерихона, причём именно в том месте, о котором говорит Тора, но и того, что рассказ о трубах не был сказкой.
Что за рассказ, спросите вы? Речь в нём идет о попытке израильского народа, после Исхода из Египта, захватить, как и было велено Создателем, город Иерихон. Причём, что интересно, с этого города, в принципе, началась история вхождения древних евреев под руководством Иехошуа бен Нави в Эрец Исраэль. Так вот, для завоевания города была выбрана совершенно незаурядная тактика. Не использовались ни стенобитные орудия, ни горящие стрелы, ни камни. Повеление свыше гласило, что стены Иерихона падут в результате того, что когены и левиты обойдут его стены ровно семь раз, трубя в трубы. Отсюда и известное всем выражение о иерихонских трубах. И смысл такой тактики заключался в том, что наш народ, находясь на высочайшем уровне духовности и доверия к Творцу, бетахон, мог воспринять чисто духовные методы воздействия на материю, в данном случае на неприступные стены города. И город пал. А современные археологи, подняв верхний слой песка, стали свидетелями неопровержимых доказательств того, что стены города упали вовне, а не вовнутрь. Логика проста: если во время осады атакующая армия наносит, как принято, удары по стенам, то им, этим стенам, полагается падать внутрь города. То, что они упали вовне, с точки зрения военного искусства, необъяснимо. Решение загадки обнаруживается только в Торе. Было чудо. Сегодня оно доказано наукой.
Но нам сегодня это открытие важно не только потому, что оно укрепляет авторитет Торы. Как известно, в идеале знания истории должны помочь на ней учиться. Тем более что история повторяется. Так вот, Мехилта в разделе «Амалек» указывает, что когда после долгого изгнания евреи будут возвращаться в Израиль и столкнутся с агрессией со стороны соседних племён, то эта агрессия остановится в Эмек Иерихо. Иными словами, сегодняшнее противоборство о территориях, все споры об отдаче и передаче земли прекратятся здесь, в Иерихоне или, вернее, из-за Иерихона.
И вот тут-то начинаются прямые параллели с прошлым. Во времена Исхода из Египта евреи, возвращавшиеся в Эрец Исраэль, столкнулись с противодействием. Наше законное право на эту землю (еще со времён Авраама, Ицхака и Яакова) оспаривали хананеи. Как было разрешить этот юридический спор? Естественно, что касается военных действий, то ими можно доказать не столько истину, сколько силу. Для подтверждения истины нужны иные средства.
Эти средства и были применены к Иерихону. Почему к нему? Да потому, что, как написано в Бамидбар Раба (15:12), «Иерихон — это ключ ко всему Израилю». И вот, в подтверждение своей юридической Б-гом данной правоты евреи шагают вокруг городских стен, вызывая гомерический хохот стоящих на этих стенах иерихонцев.
Евреи шагают, иерихонцы хохочут и тыкают пальцами в «этих ненормальных иудеев», а наша задача ясна, как день. Если права на эту землю от Б-га, то не мы, а Он сам эти права и подтвердит. Мы кружили вокруг стен семь дней, по семь раз в каждый день трубя в шофар, причём вместе и на одном дыхании. Шофар же, как учит Тора, это «орудие» не войны, а молитвы. Поэтому Тора именно в шофар повелевает нам трубить в молитву Мусаф дня Рош Хашана.
Из наших душ неслась мольба к Творцу, а хананеи смеялись, не способные понять этих звуков молитвы. Но вот наступил седьмой день, и им стало ясно, что права на эту землю вручены нам Вс-вышним. Стены рухнули. Они пали без военного вмешательства.
Так было раньше. А теперь — обещанные параллели.
Параллель первая: Иерихон — первый город, не только в судьбе древних евреев, но и современных;
Параллель вторая: Иерихон — ворота в Израиль не только во времена древности, но и сегодня.
Иерихон и в наши дни — исходная точка решения судьбы Израиля. Именно Иерихон — средоточие политического внимания и военных усилий не только евреев, но и всех народов мира в их борьбе против еврейского права на нашу землю.
Разберем же эти основные параллели более подробно. В чем в буквальном смысле ключевое положение Иерихона сегодня? Как известно, на восточной границе Израиля находятся пять главных горных переходов, которые соединяют Израиль с Иорданией и Сирией. Большинство людей даже понятия не имеют о том, насколько эти переходы трудны. По сути, это природные заслоны, которые делают границу физически непроходимой. Однако этому есть одно условие — горы должны быть в наших руках. Какая бы армия ни попыталась перейти эту границу, ей придётся пробираться именно по этим пяти извилистым дорогам, которые высечены среди Иудейских гор. Рядом с этими пятью дорогами непроходимое плато.
Интересно отметить, что в Библейские времена ни одно вторжение в Израиль, кроме тех, что осуществлялись из Африки, не проходило через восточную границу. Это лишнее доказательство того, что пока у евреев есть контроль над Иудейскими и Самарянскими горами, у врага нет иного выбора, как вторжение через север.
На самом деле, возможности, которые нам даны свыше с этой восточной непроходимой границей, поражают воображение. Представьте только: всего-навсего несколько бульдозеров, если их стратегически правильно расположить — могут остановить любую наступающую армию. Именно это и произошло во время войны Судного Дня. Тогда несколько десятков израильских танкистов (точнее, 25) смогли остановить сирийскую армаду, которая насчитывала более тысячи танков и многие тысячи солдат. Это еще раз подтвердило: у кого в руках этот горный массив, от того зависит мир и безопасность всего региона. А потому, стоит Израилю отступить от этого рубежа в глубь страны, туда, где пять дорог разделяются на сотни других, и задача защиты границ выходит из-под всяческого контроля.
Важно при этом учесть, что только две из этих пяти дорог пролегают через район Иерихона. Дальше, по другую сторону гор, эти две дороги расходятся на множество ветвей. Другие две дороги пролегают через Голаны, а пятую дорогу контролирует Шхем. И потому предельно понятно, отчего арабы с таким упорством настаивают на обладании территориями Голан, Иерихона и всей Иудеи.
Мы говорили о физической параллели, связанной со значением Иерихона. Но есть и другая, более высокая. О ней говорится в Талмуде, Тамид 30-б и комментариях Равида. На них указывают и некоторые каббалистические книги. Речь идёт о духовной силе Иерихона, о тех судьбоносных принципах нашей истории, которые были заложены в этом городе и для народа Израиля являются аксиомами.
Само Небо открывало замки к Святой Земле для Иехошуа. Ключом был Иерихон. Земля сотряслась, стены города пали, и мир признал: эта земля — наследие евреев. Стоит ли удивляться тому, что произошло три с половиной тысячи лет спустя! Тогда, в 1967 году, наша армия вошла в Иерусалим, город стал нашим после столетий молитв и надежд, в тот момент, когда мы вернули контроль над Иерихоном!
Зная это, с сожалением осознаёшь, какая трагедия, не дай Б-г, может произойти в результате передачи Иерихона арабам. Если мы потеряем Иерихон — за ним, не дай Б-г, пойдет и Тель-Авив. Если мы потеряем Иерихон, с молотка уйдет и Иерушалаим, а затем и вся страна.
Однако среди «просвещённого» сумасшествия левых политиков и их избирателей должно звучать и звучит слово Торы. Бороться, чтоб не отдать Святую Землю! Да. Волноваться, переживать, молиться. Но при этом не сомневаться. Ни минуты. Потому что Слово говорит: «Народы, которые восстанут против евреев, они же и падут у Иерихона (из-за Иерихона — М.Ф.). А весь мир в целом в своих усилиях лишить евреев их земли потерпит поражение» (Мехилта; Сифри Дварим 34б парагр. 32- «Гог нофайл б’Иерихо»).
Продолжение следует