– Слышал, что иудаизм запрещает обращаться за разгадкой снов к гадалкам и предсказателям. Можно ли обсуждать или хотя бы рассказывать содержание снов?
Арон, Атланта
– Во время сна или даже дремоты «занятость души» повседневной активностью человека (мысли, чувства, приказы действовать) уменьшается, и «средняя часть» души (условное определение), связанная с деятельностью мозга, обретает способность «считывать» информацию с более высоких «этажей» души. Это «считывание» и есть сновидение. Так что во сне мы видим интеракцию собственной души с духовными явлениям в верхних мирах. При пробуждении последний отрезок «видеозаписи» может запомниться (хотя часто это и не запоминается).
Адекватно «истолковать» смысл такой «видеозаписи» мы не в состоянии, поскольку опыт жизни в нашем мире не может подготовить нас к пониманию интеракции в духовных мирах. Тем более, что, как говорится в Талмуде, «нет сновидения, в котором не присутствовали бы элементы, искажающие истину» (трактат Берахот, лист 55).
С другой стороны, в Торе и Танахе мы находим много примеров сновидений, которые определяли судьбу человека. Достаточно вспомнить сны Йосефа или Фараона.
В упомянутом выше трактате Талмуда сути сновидений и отдельным их элементам посвящены целых три листа, с 55 по 57 (что необычайно много, ибо достаточно часто суть проблемы вскрывается и разрешается в Талмуде несколькими строками или абзацами).
Как нам сегодня относиться к сновидениям?
Лучше всего не концентрировать на них внимание и стараться сразу же забывать о них. Если это не получается, и сновидение продолжает беспокоить Вас, можно поделиться с друзьями и близкими, если они согласны Вас выслушать.
Настоятельная рекомендация тем, кто выслушивает содержание сновидения: всегда интерпретировать сон в лучшую сторону и никогда не усматривать в нем предупреждение об опасности или причинении зла. В упомянутом выше фрагменте Талмуда сказано: «Реализация сна (на земле) следует за интерпретацией».
Но если и благоприятная интерпретация не помогает и человек по-прежнему пребывает в подавленном настроении, он может объявить пост (такой пост на иврите называется «таанит халом»). И тогда он должен – не обязательно сразу же после того как увидел сон, показавшийся ему тревожным, держать пост, не есть и не пить в течение дня (с момента пробуждения и до наступления ночи). А также дать цдаку – пожертвование на возвышенные цели (в учебное заведение, где изучают Тору; в синагогу и т. п.). Подробности в кодексе законов «Шульхан Арух» (раздел Орах Хаим, 568).
Я рекомендую пост не объявлять, ибо мы находимся не на таком духовном уровне, чтобы он мог стать для нас средством духовного очищения и возвышения. Лучше всего, на мой взгляд, дать цдаку.
Подчеркну, что эта моя рекомендация касается только частных постов и не имеет отношения к тем, которые установлены Торой, пророками и Учителями. Эти посты – Йом Кипур, Тиша бе-Ав и другие – всегда приводят к духовному возвышению. Степень возвышения может быть разной, у каждого индивидуально. Но это при соблюдении общих постов обязательно происходит.