Кирпич на голову Недельная глава Торы «Тазриа»

Иудаизм - фото атрибутов религии

Цикл чтения «Арба паршийот», четырех тематических отрывков из Торы, приуроченных к весенним праздникам Пурим и Песах, завершится в эту субботу отрывком «А-ходеш» («Этот месяц»). Его прочтут в синагогах сразу после недельного раздела Пятикнижия.

«А-ходеш» всегда читают в канун месяца нисана (в этом году первое нисана выпадает как раз на эту субботу). Самый первый «рош-ходеш нисан» навсегда вошел в еврейскую историю. В тот день, перед Исходом из Египта, сыны Израиля получили первую общенациональную заповедь — освящать наступление еврейских месяцев.
Традиция праздновать рош-ходеш имеет глубокое историческое значение. В период восстания Маккавеев греко-сирийские захватчики пытались силой отменить рош-ходеш вместе с двумя другими основополагающими заповедями иудаизма — освящением шаббата и обрезанием новорожденных мальчиков. Наши враги хорошо понимали, как важен еврейский календарь для сохранения евреев как народа Торы.
Мудрецы объясняют, что в заслугу соблюдения этой заповеди Б-г дал евреям власть над временем. Члены Синедриона получили право строить календарь с его неизменным циклом праздников. Они провозглашали наступление нового месяца по свидетельству двух человек, видевших появление молодой луны на небе.
В освящении календарных месяцев заложена идея вечного обновления. Еврейский народ похож на луну. У него бывают периоды «ущербности», и кажется, что он вот-вот исчезнет с исторического небосвода. Но после каждого цикла «убывания» наступает период обновления и роста. Вопреки законам истории и простой логике евреи продолжают существовать и духовно развиваться, демонстрируя уникальную способность претворять в жизнь древние пророчества о грядущем Спасении.
Описав ритуальную нечистоту, исходящую от трупов животных, Тора переходит к законам нечистоты, которые относятся к людям. Вначале описан процесс очищения женщины после родов. Затем рассматриваются различные виды поражений наподобие проказы — «цараат», которые появляются на коже людей, их одежде и в жилищах как наказание за аморальное и антиобщественное поведение.
При виде первых изменений у себя на коже человек обращался к священнику-коэну, который определял характер поражения: шла ли речь о «цараат» или кожном заболевании. Коэн изолировал пострадавшего на неделю. Если признаки болезни не менялись, карантин продлевался еще на семь дней, после чего коэн определял статус человека: «чист» или «нечист». В разделе описаны разные формы «цараат». Человек с подтвержденным диагнозом «цараат» должен был отрастить волосы на голове, распороть свои одежды и предостерегающе кричать: «Нечист, нечист!» Он не мог поддерживать нормальные отношения с другими людьми. В разделе рассматривается также явление «цараат» на одежде.

***

«Человек, на коже тела которого появится опухоль, или лишай, или пятно…» (13:2).
Идет человек по дороге, и вдруг падает и ломает себе руку. Так, посмотрим: простой закрытый перелом левого предплечья. Это значит, что он публично нарушил святость субботнего дня: прокатился с ветерком на море. У другого человека воспалился ноготь на правой ноге. Причина ясна: неуважительно разговаривал с учителем. Третий жалуется на зубную боль — значит, съел что-то некашерное.
Откуда мы все это знаем?.. Нет, конечно, не знаем. Наоборот, многие очень сердятся, когда слышат безответственные заявления типа: «Вы знаете, почему на моего соседа упал кирпич? Ясно, как день: третьего дня он не закрыл кран в своей ванной и устроил мне всемирный потоп. Такие вещи не сходят с рук. Б-г-то, Он все видит…»
Такого рода откровения вызывают у одних — улыбку, а у других — раздражение. Но все же в глубине души мы знаем, догадываемся: да, какая-то связь между нашими поступками и тем, что с нами происходит, безусловно, существует. Должна быть. Как связь души и тела. Мы просто не знаем, как она работает, и поэтому эта взаимозависимость сегодня не проявляет себя наглядно.
Три тысячи лет назад в существовании такой зависимости никто не сомневался, она была у всех на виду. Представьте себе: человек сказал что-то неуважительное о своем ближнем, разнес сплетню (лашон ха-ра), и в результате этого греха на его коже появились язвы или сыпь. Именно это случилось в Синайской пустыне с Мириам. На правах старшей сестры Моше Рабейну (кстати, мы помним, что он был спасен в младенчестве из нильских вод при ее непосредственном участии) она строго выговорила ему что-то насчет неустроенности его семейной жизни и тут же получила то, что на современном медицинском языке зовется проказой. Лишь страстная молитва брата избавила ее от этой напасти.
На святом языке такие кожные явления называются «цараат». Им посвящены раздел «Тазриа», который мы читаем в этот шаббат, и следующий — «Мецора».

Язва в чистом виде

«И если увидит коэн, что покрыла проказа (цараат) все тело человека, то признает он язву чистой…» (13:13).
В этом отрывке слово «царааат» переведено традиционно — «проказа», хотя в действительности это вовсе не проказа, поскольку речь идет не о физическом недуге, а о внешних признаках духовных изъянов, таких как злоречие, зависть, антиобщественное поведение.
Приведенный выше стих звучит странно. Ведь если «проказа» покрыла все тело, то о какой чистоте может идти речь? Однако Тора сообщает нам, что коэн «признает язву чистой». Как может быть такое, если вся кожа в нарывах и язвах? Наоборот, по логике вещей этого человека надо признать абсолютно нечистым.
Ответ таков. Духовная болезнь зашла очень далеко, поскольку «больной» не внял предостережениям и призывам раскаяться и встать на путь исправления. В результате эта духовная болезнь перестала выполнять свою функцию, она утратила свою цель. Вот почему в Торе не сказано, что коэн объявит его чистым. Сказано, что «признает он язву чистой». Именно язву, а не самого человека, который далек от чистоты, как земля от солнца.
Сегодня мы находимся в похожей ситуации. Наш духовный уровень столь низок, что мы не заслуживаем даже напоминания о необходимости исправить свои духовные дефекты. Неудивительно поэтому, что духовная проказа повсеместно исчезла, ушла в историю. Просто наши тела утратили способность отражать наше духовное состояние.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора