Украденная 35 лет назад скрипка Ames Stradivarius, которая стоит 5 млн долларов, возвращена семье владельца.
В 1980 году знаменитый скрипач Роман Тотенберг после концерта оставил футляр со скрипкой в своем кабинете в музыкальной школе Лонги при Бостонском университете, в Кембридже, штат Массачусетс. Скрипка с двумя тоже старинными смычками пропала, а пустой футляр позже нашли в подвале школы.
Родившийся в Польше маэстро Тотенберг три года тому назад умер в возрасте 101 года. В 1938 году он сбежал от нацистов из Польши в США, в 1943 купил скрипку Страдивари за 15 тысяч долларов, и она была единственным инструментом, на котором он играл. По словам его старшей дочери Нины Тотенберг, юридического обозревателя государственной радиостанции NPR, отец знал, кто украл его скрипку, но не мог доказать это.
В июне этого года Нине позвонили из ФБР и сообщили, что скрипка Романа Тотенберга, которую Антонио Страдивари изготовил в Кремоне в 1738 году, нашлась в номере манхэттенского отеля. В интервью агентству АР 5 августа Нина Тотенберг сказала, что с трудом в это поверила, и заявила позвонившему ей агенту ФБР, что должна немедленно известить сестер. «Я всегда им говорила: не теряйте надежду! — добавила она. — А агент, видимо, решил, что я сошла с ума, и сказал мне: “Леди, это всего лишь скрипка”».
Ее сестра Джилл, которая живет в Нью-Йорке и занимается пиаром, заявила, что «исчезновение скрипки для отца было равносильно потере руки» и «возвращение Страдивари сейчас, через три года после смерти отца, для нас все равно, что увидеть его снова живым!»
В краже скрипки покойный маэстро подозревал молодого музыканта Филипа Джонсона. Однако весомых доказательств для обвинения не было, и у полиции не было оснований получить ордер на обыск в доме Джонсона. «Ничего нельзя было сделать, и в итоге (отец) купил другую скрипку, — сказала Нина Тотенберг.
Джонсон умер в 2011 году в Калифорнии и в некрологе был представлен «известным скрипачом в течение 40 лет» без подробностей, где и когда он играл. Нина Тотенберг рассказала, что это был подающий надежды скрипач, который во время кражи скрипки находился рядом с кабинетом ее отца. Скрипку в специальном футляре с номерным замком Джонсон оставил своей бывшей жене, которая пыталась вычислить код замка и смогла сделать это только в этом году, после чего обратилась к оценщику антиквариата Филиппу Инжеяну.
«Когда я увидел эту скрипу, это была “Эврика!”, — сказал в интервью Инжеян, повторив знаменитое восклицание Архимеда. — На дереве и лаке были абсолютно четкие указатели. Как отпечатки пальцев. Подделать их невозможно».
Он сказал вдове Джонсона, что у него для нее две новости — плохая и хорошая. Хорошая — что это настоящий Страдивари, а плохая — что эту скрипку украли 35 лет назад и о ней нужно сообщить властям.
Филипп Инжеян сообщил о находке в отдел ФБР, занимающийся розыском украденных произведений искусства. По словам вдовы Джонсона, она не знала, что скрипка краденая, и согласилась добровольно вернуть инструмент семье Тотенберга, что и сделала в номере манхэттенского отеля.