Недавно показанный по американскому телевидению документальный фильм «Крыло и молитва» рассказывает историю группы американских ветеранов Второй мировой войны, которые рисковали жизнью, чтобы дать новорожденному Государству Израиль шанс выжить, когда армии пяти арабских стран — Египта, Иордании, Сирии, Ливана, Ирака — в мае 1948 года уже готовы были вторгнуться и уничтожить его. Генеральный секретарь Лиги арабских стран Аззам-паша заявил совершенно ясно, что эта война будет на уничтожение, как во времена монгольских нашествий или крестовых походов. Это грозило евреям теперь уже Израиля вторым Холокостом. Американское правительство запретило своим гражданам воевать или оказывать помощь Израилю, и одним из наказаний за это было лишение американского гражданства. Это не остановило бывшего бортинженера ВВС США Аля Швиммера тайно осуществить план доставки вооружения для армии Израиля.
Адольф (Аль) Швиммер (1917–2011) родился в семье еврейских эмигрантов из Восточной Европы, получил специальность авиаинженера, работал в нескольких крупных американских компаниях, был участником Второй мировой войны, летчиком, обладателем боевых наград и, забегая вперед, стал отцом-основателем израильской авиационной индустрии. Шимон Перес говорил о Швиммере как о человеке-легенде, который внес бесценный вклад в укрепление мощи Израиля.
Незадолго до событий 1948 года Швиммер познакомился с будущим мэром Иерусалима Тедди Коллеком и представителями подпольной организации «Хагана», которые попросили его помочь с доставкой вооружения в Израиль. Он собрал группу американских евреев, отставных пилотов и авиатехников, и организовал авиатранспортную компанию. На средства, собранные евреями в Америке, он приобрел десять транспортных самолетов у службы обеспечения американской армии в Европе. Основным центром закупки оружия стала Чехословакия. Часть его была трофейной — стрелковое оружие и мессершмиты разбитой немецкой армии, а также оружие, произведенное чешскими военными заводами (один из американских добровольцев вспоминал позже, что ружье, которое он получил в Израиле, было с орлом и свастикой). Боевые самолеты, купленные в Чехословакии, не могли летать в Израиль из-за эмбарго ООН на поставки оружия на Ближний Восток. Поэтому их разбирали, упаковывали в ящики и транспортными самолетами доставляли в Израиль, где повторно собирали. Уже с началом войны три тяжелых бомбардировщика Б-17 самостоятельно перелетели из Чехословакии в Израиль и по пути атаковали Каир и Газу. Самолеты Швиммера почти ежедневно выполняли рейсы с аэродрома Затека близ Праги на авиабазу Бейт-Даррас в Израиле. В Чехословакии также прошли подготовку под руководством чешских и советских инструкторов более трех тысяч солдат и младших командиров израильской армии.
С началом войны американские летчики пересели с транспортных самолетов на боевые. Вот имена некоторых из них: Эзер Вайцман (будущий президент Израиля), Моди Алон, Лу Ленарт, Билл Новик, Сэм Льюис, Эдвард Стирак, Гидеон Личтман, Колли Гольдштейн, Джордж Личтер, Марти Рыбакофф и другие. Один из них, Эдди Коэн, погиб в воздушном бою. К ним присоединились и другие добровольцы, собравшиеся со всего мира, чтобы служить в ВВС Израиля. Их называли machal (аббревиатура слов на иврите, означающая «добровольцы из-за рубежа»). Лу Ленарт так описывает один из первых самолетов — мессершмит, на котором он воевал: «Это был худший кусок дерьма, на котором я летал. Он был слеплен чехами из деталей самолетов, оставленных фашистами». Но военный и психологический эффект, произведенный на танковые колонны египтян четырьмя мессершмитами со звездами Давида на крыльях, которые вел Лу Ленарт, имел для египтян разрушительный характер. Вскоре Моди Алон сбил два египетских бомбардировщика, которые летели бомбить Тель-Авив. Со временем у Израиля появились новые самолеты, его ВВС постепенно получили превосходство над египетскими, сирийскими и иорданскими силами.
Добровольцы, в большинстве своем светские евреи, поехали защищать Израиль, чтобы не допустить еще одного Холокоста.
В своем обращении к Machalniks в 1993 году по случаю освящения мемориала Machal Ицхак Рабин, который был тогда премьер-министром и министром обороны, заявил: «Вы пришли к нам, когда мы нуждались в вас больше всего в течение этих первых трудных дней нашей войны за независимость. Вы отдали нам не только свой опыт, но и свою жизнь. Народ Израиля и Государство Израиль никогда не забудут уникальный вклад добровольцев Machal».
В 1949 году Аль Швиммер вернулся в США и в 1950 году был осужден за нарушение американских законов и контрабанду самолетов в Израиль. Швиммер был лишен избирательных прав и ветеранских льгот, оштрафован на 1000 долларов, но все-таки избежал тюремного срока. Он отказался просить о помиловании, полагая, что все его действия состояли в том, чтобы помочь выжить только что созданному еврейскому государству, которое собирались уничтожить арабские государства. В 2000 году президент Клинтон помиловал Швиммера.
По просьбе Бен-Гуриона его молодой помощник Шимон Перес уговорил Швиммера переехать в Израиль и организовать там национальную авиастроительную компанию. В 1951 году Швиммер создал известную сегодня всему миру авиастроительную фирму IAI («Израэль Эйркрафт Индастри»), в которой он долгое время был генеральным директором.
В 2006 году Швиммер был удостоен Премии Израиля. Благодаря ему Израиль стал одним из крупнейших производителей гражданских и военных самолетов, подчеркнули тогда члены оргкомитета премии.
Юрий ШОТКИН
Читайте очерки автора из серии
«Наши знаменитые люди» в «Фейсбуке»