Единственное слово

васерман

 

 

 

Когда душа с душою говорит,
Ей не нужны любые ухищренья.
Когда она, – пускай одно мгновенье, –
(не знаю, где) кружится и парит,
Найдется то единственное слово
На ей одной известном языке,
Которое в смятенье и тоске
Твоя душа принять в себя готова.
Лермонтов

 Историю, которую я хочу рассказать, я услышал от своего друга, редактора бреславского сайта рава Давида Шенкаря. Он рассказал её в ответ на мою просьбу привести хасидскую притчу, которая соответствовала бы истории про величайшего еврейского мудреца Гилеля. Символично, что Давид не смог вспомнить чего-то из биографии рава Нахмана и рассказал мне историю про Хафец Хаима. Правда, он не был уверен, что это про Хафец Хаима, но янашел другие подтверждения. История настолько типична, что мне захотелось сконцентрироваться на личности этого мудреца. Кстати, я преподавал шахматы правнуку родной сестры Хафец Хаима.

Хафец Хаим (рабби Исраэль Меир из Радина) – выдающийся законоучитель, праведник, духовный лидер своего поколения. Как люди становятся духовными лидерами? Когда-то мне задали вопрос:почему Тора не обязывает иметь хорошие черты характера в форме заповеди? Почему нет мицвы:«не сморкаться в занавеску»? Я думаю, дело в том, что заповеди Торы обязательны для любого, в любом поколении и ситуации. А этому же научитьсяможноне по книгам, но только глядя на родителей и окружение. И если бывают исключения, они только подтверждают правило.

Мать Хафец Хаима постоянно избегала пустой болтовни. Не потому ли он,зная из законов Торы и пророчески увидев, что «злые языки страшнее пистолета», первую из выпущенных книг посвятил законам чистоты речи, запретам негативных высказываний о других людях?

Сегодня существует целая медиа-империя зла, основная функция которой — заниматься сбором и распространением всякой гадости, причем желательно без зазрения совести. И уж обязательно — про известных людей, чтобы приучить всех «плевать вверх» (капли падают обратно) и разрушить всякое взаимоуважение людей, мораль и порядок в обществе.

Мудрецы и праведники держат руку на пульсе времени. Хафец Хаим отмечает, что только одним сказанным «лашон ара» (злоязычием) можно нарушить сразу 17 заповедей из Торы. И «честно» заработать себе великое наказание – и в этом, и в будущем мире. Поэтому поберегитесь, выберите жизнь, которая зависит от вашего языка!

Следующее, чему учил он наше поколение, это отношение к другим евреям. И вообще к другим людям. Мне кажется, что первая особенность мудрецов, которая отличает их от прочих смертных, это умение вести разговор на языке душ – на языке любви. Ведь Моше Рабейну видел достоинства и недостатки каждого еврея, искренне радовался и (особенно) плакал за любого из них. Сказано, что душа Моше спускается в душу главы поколения.

Продолжим сравнение. Моше вырос на коленях фараона, возомнившего себя богом. В двенадцать лет, увидев избиение еврея – кстати, изрядного злодея – защитил его, рискуя жизнью. Хафец Хаим в детстве тайком помогал деревенскому дурачку, над которым издевались дети.

Ещё один пример из жизни Хафец Хаима. Он в молодости открыл магазин. Почувствовал, что все считают за честь купить в его магазине и другие продавцы могут разориться. Тогда он открывал его на час в день, и всё равно покупатели шли к нему толпой. Тогда он его и вовсе закрыл, чтобы не причинять ущерб бизнесу других лавочников.

Моше Рабейну для общественных дел брал только личного осла.

Грешно думать, что одними добрыми делами ограничивается жизнь мудреца. Хафец Хаим – автор, в частности, основополагающего учебника по еврейскому закону – Мишна Брура.

А теперь вернусь к рассказу Давида. Тем более, что мой редактор, Арье Юдасин, сказал, что сегодня это самая актуальная тема. В последнее время в мире появилось множество очень богатых евреев, особенно в России и на Украине. Но я ни с одним из них не знаком настолькоблизко, чтобы попытаться о них написать. Из личной обиды (они ведь меня не замечают!) я бы мог высказать только плохое,- но кто я такой, чтобы сводить счеты с евреями, тем более в рассказе про Хафец Хаима? Наверное, это кощунство.

Дело мы имеем с людьми сильными, людьми умными и часто – хорошими. Впрочем, абсолютные праведники и абсолютные злодеи – товар штучный, на дороге не валяются. На сегодняшний день возвращение евреев к Традиции финансируется в большей степени из России, чем из Америки. Назову основные причины доброты филантропов: желание обеспечить себе «крышу»: в случае, если власти вступят в конфликт с олигархами, еврейские круги стали бы бить в барабаны про антисемитизм.Желание приобрести полезные связи.Желание заслужитьблагородное имя «филантропа». Иногда — замаскированная взятка.Или, наконец — желание действительно сделать что-то хорошее для своего народа.

Я думаю, только Б-г даст окончательную оценку каждому. Ведь Будущий мир человека определяется в основном мотивацией. И щедрые пожертвования не являются гарантией места в Раю, хотя, конечно, никому не помешают. Заповеди, осуществиться которым они помогли, пойдут «на счёт» благотворителю. Вот с каким «коэффициентом» — это решит Создатель.

Вотистория рава Давида – о богатом светском еврее, который принес крупную сумму денег Хафец Хаиму на строительство и содержание ешивы. Естественно, в царское время его мотивация была самая святая. Раввины не пользовались никакой репутацией у царского правительства, чаще всего такжеу бизнесменов и местных властей. Хафец Хаим принял гостя, поблагодарил и вдруг горько заплакал. Богач попытался его успокоить, спросил, почему раввин плачет? «А как мне не плакать?» — ответил Хафец Хаим – «когда такие золотые руки будут гореть в Аду!». Говорят, богач сделал тшуву от этих слов. Возможно, он впервые в жизни ощутил, что существуют люди, которым дороже состояние души, чем материальные приобретения. И кому-то небезразличен он сам, а не его деньги.

Думаю, сегодня вряд ли кто способен на такое откровение со спонсором. Да и любой спонсор просто забрал бы назад деньги, обругал раввина и везде говорил про него гадости.

В чём феномен Хафец Хаима? Люди чувствуют фальшь, особенно фальшивого «бога». Ведь из того, что они не ценят меня, не следует, что они дураки. Я давно уже так не думаю, а сейчас вспомнил совет какого-то бизнесмена: если ты сегодня хочешь достичь успеха в бизнесе, совет номер один – люби клиента. Разговор душ – это как разговор звезд.

Вспоминаю, однажды я пел в доме марокканского еврея Моше Бахбута: «Иерушалаим шель захав» на русском языке. Он сказал, что его душа с моей говорит. Как писал Сент Экзюпези, явно страдая, что на его пути не встретился такой человек, как Хафец Хаим: «Когда мне будет трудно, я согрешу. Пусть найдется тот, кто меня упрекнет. Но пусть это будут слова любви». На языке душ не бывает других слов–все они слова любви, даже если это горькая правда.

Теперь вернусь к истории с Гилелем, ради которой я звонил Давиду Шенкарю. Две тысячи лет тому назад жил мудрец Гилель. В то время разорился один богач, достойный человек. Он попросил других евреев ему помочь. Ему купили дом, лошадь, коляску (если они тогда были?). Но единственное, на что филантропы не были согласны — нанять человека, который бежал бы перед коляской. Говорили, что это прихоть, что они не жадные, но выбрасывать деньги на ветер они не согласны. Лучше помочь другим бедным. Если бы была заповедь – они быв десять раз больше дали. Гилель не смог их уговорить и утром побежал перед коляскойсам. Он был глава поколения, мудрец. Это выглядело как осквернение Торы. В чем же было дело? Он единственный понял желание богача. Он понял, что тот погибнет от унижения. «В месте, где нет человека, будь им».

И я понял, что я, наверное неправильно уговариваю жену уйти на пенсию. Может, она тоже погибнет без работы, и дело вовсе не в деньгах?

Но что делать? Я не Гилель и не Хафец Хаим, чтобы научиться говорить со всеми на языке душ и найти для каждого — или хотя бы для жены, да по крайней мере для себя — единственное слово!!!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 9, средняя оценка: 4,44 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Марат Левин

Израиль
Все публикации этого автора