Да простят мне, бывшему «верному ленинцу», читатели этот жалкий плагиат! Недопохороненный вождь в своей весьма популярной статье «О национальной гордости великороссов», сотворённой в начале Первой мировой войны, высказал иудейскую мысль, что «национальная гордость — в достойном и полностью равноправном соседстве с другими нациями». А также, уж вовсе с историей Союза Нерушимого Республик Свободных не пересекаясь, изрядно распространялся о «праве наций на самоопределение». Здесь, конечно, великий вождь загнул, лет через 15 его за подобную ересь, отклонение от истинно ленинского учения, в Соловки забрили бы только так. Видать, кровь деда, старого конокрада Бланка, у демократа взыграла?
А как с «национальной гордостью» дело обстоит у нашего, тоже, кажется, не обделённого историей и известностью в мире народа? Есть ли она, добро ли или зловредное бахвальство и какие чаще принимает формы?
Недавно «поклонник таланта» прислал мне стих, где упрекнул за отсутствие «еврейской основы». Заключено сиё отсутствие, согласно поэме, в том, что я, подобно «а-гою», «не издеваюсь над собой». Впрочем, если заменить «издеваться» на более приличествующее «насмешка» и вспомнить про самоиронию, мы разом придём к популярной песенке: «Пускай капризен успех, он выбирает из тех, кто может первым посмеяться над собой», — которую вся необъятная страна, в частности её «а-гоим», поголовно распевали вслед за Ларисой Мондрус после выхода «Джентльменов удачи».
За своё-то «еврейское начало» я более или менее спокоен, постоянно над собой подсмеиваюсь. Правда, незадача: борьба с «чувством собственной важности», раздутым эго, столь почитаемая в еврейской Традиции, — это отнюдь не наша персональная собственность. Скажем, в йоге, в старинных российских, китайских и арабских системах самосовершенствования она — одно из главных требований и условий «духовного успеха».
Известно, что насмешка — это «санитар леса». Ну как волк или гиена. Насмехаться, а лучше подтрунивать над собой — штука небесполезная; хотя, если волка не отгонять, он же не только больного зайчика скушает… Обращаться с её змеиным ядом нужно грамотно, а не то вместо объективности и скромности запросто схлопочешь душевную лень, апатию или даже депрессию.
Но что да — оно ведь так-таки же да, большинство антисемитских анекдотов на Руси Великой сочиняли евреи. Подсмеиваться над собой — национальная черта иудейцев европейского, особливо восточноевропейского разлива. «Иду, смотрю, думаю — еврей, присмотрелся — ну жид!» — такое никакому «а-гою» не изобрести. Да, пока не запамятовал, само это «а-гой» (например, «а-гой а-гадоль», «гой кадош») — сим термином Тора величает, по контексту и потребности, то еврейский народ, то прочие нации. В сегодняшнем применении «гой» («народ») стало чем-то в духе старославянского «языци», проистекло от «многих народов». В смысле — других, кроме еврейского. Этакое новомодное «Русь, чудь и вси языци».
Давайте сперва пошуткуем про эту самую пресловутую «гордость». Из словаря Ожегова: «Гордость — завышенное чувство собственного достоинства, самоуважения, высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, осознание своего превосходства над другими». Как синонимы «гордости» в русском нам предлагают: горделивость, гордыня, высокомерие, заносчивость, надменность, кичливость, претенциозность, спесь, тщеславие, чванство, самолюбие, амбиция, гонор, самомнение, высокомудрие, высокомыслие, высокоумие. Разумеется, весь этот дурнопахнущий набор — с «библейского сайта», где христиане творчески переосмысливают «Еврейскую Библию». Однако же есть и более «светские», сами себе наоборот и вразнобой определения. Например, что гордость может быть простым себялюбием, а может — и человеческим достоинством и благородством. Или вот так, от имени психолога: гордость — это направленная внутрь эмоция, которая говорит о наличии чувства собственного достоинства и уважения к себе. Она, между прочим, «увеличивает количество серотонина в крови» и оттого весьма полезна для здоровья. И тогда синонимами к «гордости» явятся: честь, самоуважение, высокая самооценка, чувство удовлетворения (у советского и корейского человека — «чувство глубокого удовлетворения»). В общем, бегут граждане по чаще эмоций и понятий — одни по заранее заданному азимуту, другие — кто в лес, кто по дрова.
Я, как ни старался, не смог обнаружить в иврите ничего подобного русскому разделению на гордыню — гордость зловредную и гордость-достоинство — как положительное явление. В русите этого вери веллком: «наш город гордится…», «у советских собственная гордость (дальше как-то не по-ленински), на буржуев смотрим свысока». Предупреждаю: тем, кто неуверенно сидит на стуле, следующую фразу читать опасно — можно со смеху упасть и повредить паркет. Один из синонимов «положительной гордости» — «достоинство», применяется в речи как определение добрых качеств вообще, «достоинств». Не зря ведь «Родина гордится своими достойными сынами»!
У евреев, естественно, всё не как у людей. Вы будете очень смеяться, но отношение к этому понятию в нашей Традиции резко отрицательное. Есть в иврите «гаава» — скорее, аналог гордыни, есть «рамот» — возвышение (понимается в аспекте личностных качеств, как «заносящийся», «заносчивый»). Есть, правда, полунейтральное «гавут»: гордость, высокомерие, спесь — но и величие, достоинство — в зависимости от контекста. Добавим «зеhут» — гордость и одновременно «беспримесность», чистота вещества; «атак» — гордость, заносчивость. Наконец, «hитгадрут» (от «гедер» — забор, загородка) — гордость в смысле отгораживания от других. Мол, заперся в своём загородном замке и плюёт сверху на проезжающие кареты.
Так-так-так, гордость, противопоставление себя другим, взгляд свысока — это бяка?.. А как же требование Торы: должная степень отделённости еврейского народа от других, например, запрет на смешанные браки, нееврейского вина, запрет «следовать обычаям народов», связанным с их религиозными и этическими представлениями? Наконец, самое, наверное, возвышенное слово в языке: «кадош» («кодеш», «кидуш», «кдуша»), обычно переводимое как «святой», буквально и словарно означает «отделённый», а иногда даже «запрещённый»!
Между прочим, наш Святой Творец — он трижды «кадош», да ещё и «рам» (превознесён), «нисгав» — возвышен, что уж точно происходит от «гаава» — гордыня. И откуда берут наши учителя призыв «уподобляться Создателю»: «как Он — будь добр, как Он — будь скромен…»? Что означает, наконец, крылатое выражение: «везде, где найдёшь величие Создателя, найдёшь Его скромность»? Он же «самый гордый»! Не знаю, как вы, уважаемые читатели, а я запутался плотно и беспробудно.
Так Всевышний — Он гордец или скромник? В чём нам Ему уподобляться? И почему Он настаивает: «Я и гордец — мы не можем находиться вместе» (от самоуверенного Б-г отворачивается)? То ли поскольку «запах гордыни хуже вони мертвечины», то ли оттого, что особо горделивый нарцисс предпочитает любоваться собой в одиночестве?
Давайте пока отвлечёмся, приплюсуем русское: «уничижение паче гордости» и новомодное, астрологом и психологом Авессаломом Подводным предложенное разделение «трёх голов дракона гордыни». Мне этот образ чрезвычайно нравится: одна голова высоко вознесена — мол, любуйтесь мною; вторая глядит с обожанием на первую — «вон какой я достойный, почитаемый, праведный, скромный, самый, между прочим, скромный»; третья же голова страшилища тоскливо опущена долу — «я несчастный, больной, бесполезный». Самый, имейте в виду, несчастный, больной и бесполезный на свете.
Ещё потерпите, пожалуйста. Возвращаясь к первоначальной теме — самоирония может быть признаком душевного здоровья, естественной уверенности в своих силах и способности справиться с трудностями — в том числе с трудностями самовоспитания. Но может, и это куда чаще, маскировать комплекс сверхполноценности. Он же — комплекс неполноценности.
Мне видится, наш знаменитый еврейский юмор произрастает из обоих корней. Когда к тебе относятся неодобрительно, с подозрением, а то и со звериной ненавистью — человек может либо внутренне согласиться с окружающими и смотреть на себя их глазами, искать в себе слабости и пороки, либо — противопоставить себя их «тупому и грязному быдлу». Уверен, вы встречали немало образчиков и того, и другого?
Либо — и это единственный путь, который предлагает Тора, — можно постараться увидеть и постичь, отчего Творец — ведь Он, по определению Рамбама, «делает, делал и будет делать всё совершаемое» — поставил тебя в такие условия, шлёт свою неизменную любовь в столь парадоксальной и тяжкой форме. Иначе говоря, чем ты заслужил такое отношение — не в глазах людей, а в абсолютно беспристрастных, справедливых и склонных к максимально возможному добру глазах Творца?
Этот путь — путь сильного человека, «стоящего перед Б-гом»; знающего, что он не одинок, что всё осмысленно и справедливо — даже если не только тебе, но и всем в твоём поколении очень сложно эту справедливость осознать и принять. Как во время погромов. Как после Холокоста.
А теперь скажите по опыту: в каком случае самоирония, готовность подшутить над собой будет наибольшей? И — над чем в себе человек будет готов шутить? Над своей «безупречностью и важностью» — или над реальными недостатками? Будет ли в этой насмешке слышна гордость, взирающая на всех свысока и милостиво дозволившая упомянуть, что и на Солнце есть пятна?
Правильно — шуточек избыток у того, кому ситуация ясна, работы особой над собой не намечено, — только ради душевной гигиены надо не раздуваться от важности. Либо — у того, кому «депрессивная» голова дракона гордыни велит над собой даже не насмехаться — издеваться. Тому же, кто стоит перед проблемой, причину и способ решения которой ещё не нашёл, — ему не очень до смеха. Если, конечно, это не наркоман смеха — «смехоман» (как отчасти ваш покорный слуга).
Теперь, погуляв по болотам психологии, с новыми силами ринемся на штурм злорадных холмов скромности и гордости. Возьмём себе грамотных попутчиков — пророка Ирмиягу и Эзру Книжника.
Ирмиягу и Эзра в один голос: «Пусть не гордится (хвалится) мудрый мудростью своей, и пусть не гордится богатый богатством своим, и пусть не хвалится сильный силой своей. Но лишь тем, что разумеет и знает Меня, пусть гордится человек. Ибо Я — Б-г, творящий милосердие, правосудие и справедливость на земле, и лишь это желанно Мне». Эзра говорит о царе Хизкиягу: «И возвысилось (возгордилось) сердце его на путях Г-сподних, и упразднил он высоты и дубравы (посвящённые идолам) в Иудее».
Не исключено, здесь сердцевина ответа о свойствах гордости и смирения; а тогда — и о том, в чём должна состоять национальная гордость евреев. Но сперва — о странном переплетении в Творце смирения и гордости. Мне видится — и секулярные психологи этот подход разделяют, — что есть два вида гордости: заслуженная и незаслуженная. Выражаясь чётче, есть гордость как констатация факта — не эмоция, а спокойное признание. Пример: наш учитель Моше понимал, что как пророк он выше всех, только с ним Создатель говорит «лицом к лицу»; действовал соответственно этому, неся на себе бремя величайшей ответственности. Но это ни в коей мере не подвигало его пользоваться преимуществами, возноситься над другими. Наоборот, тем более он старался подчеркнуть значимость другого, искал и находил в каждом достоинства и преимущества перед собой. Просто — эти преимущества иные. Когда рабби Хаим из Воложина говорит о своём уме: «Может быть, мой ум действительно вмещает столько, сколько у тысячи человек — тем более на мне в тысячу раз большая ответственность», в этом нет ничего больше, чем сказано.
Такая «гордость» — не повод для самолюбования и душевной лени, остановки в развитии и благодушества при самоисследовании — но это есть осознание ответственности перед Создателем и людьми. Человек может по-настоящему стать достоин гордости, только если хоть капельку приблизится к источнику всякого добра — Создателю.
Но, чтобы приблизиться, надо до некоторой степени уподобиться. Таков духовный закон. А Творец — который всё создал, всё оживляет, всем управляет, всё знает (…) — Он ведь прячется, маскирует своё величие. Да что величие — само Своё существование, позволяет пышным цветом разрастись пошлятинам материализма и атеизма, детским сказочкам идолопоклонства! Человек проклинает Творца, третирует и убивает Его праведников, совершает любые злодейства, пользуясь подаренной ему свободной волей — а Б-г до поры до времени терпит, даёт ему, пусть как бы нехотя, «через плечо» — но даёт жизнь, дыхание, силу мысли, всяческие земные инструменты типа денег и способностей… Даже если, подобно пресловутым Игилам Аль-Каидовичам Инквизитским, те творят наизлейшие из мерзостей «во имя Б-жье», максимально святое Имя оскорбляя и проклиная.
Путь к настоящей, неложной гордости — через искреннее смирение, через принятие того, что человек — и я, в частности — он второй после Б-га. «И вознеслось его сердце на путях Создателя». Но «только тем, что постигает и знает Меня, пусть гордится человек». Все другие формы гордости — тлен и чепуха, глупое чванство. Бесполезный и убогий нарциссизм, личный ли он или коллективный.
Позвольте, я на прощанье зарежу «священную корову». Когда по Москве под гром Победы разгуливают танки и ракетницы — это детское хвастовство и угроза. Пусть бы хоть «Лавочкины», «тридцатьчетвёрки» и автоматы 40-х… Что, «Скады» состояли тогда на вооружении Украинских фронтов? Зачем бряцать свежими мускулами?
А когда еврейское медиапространство заполняется ко Дню Независимости восторженными кличами: «Мы теперь самые-самые, наша армия, наша экономика, наш гуманизм!..» Это что — способ благодарности Создателю, шаг к «постигает и знает Б-га»? Это, простите великодушно, копеечная гордыня и хвастовство ленивых и закомплексованных людей.
Понимаю, в обстановке погромов и травли, отвержения и презрения — гонимому важно ощущать, что он — часть целого, что мы не «за ташкентские рынки только умеем воевать», а 6 армий за 6 дней, як орешки — крак! Беззащитному, не ощущая на себе ласковой руки небесного Защитника — любо знать, что «где-то там» всё-таки есть оружие, направленное за, а не против тебя. Узнику — что свобода не за горами. Ограниченному в возможностях и правах — что и среди «наших» есть Эйнштейны и Ботвинники.
Но не достойно ли великого народа гордиться только тем, что мы несли и несём людям Б-жье слово и являем собой пример служения Ему — даже тогда, когда нас отвергают и оскорбляют? Не это ли — та грань «образа и подобия Б-жьего», которой действительно гордиться не стыдно? И стоит ли притворяться, что нету среди нас склок, бесстыдного политиканства, бредовой израильской бюрократии, необязательности, разгильдяйства молодёжи, бессмысленной агрессии против носителей Торы и прочих «прелестей»? Мы можем гордиться, что, всё это преодолев, мы действительно станем примером и светочем для народов — которые только тогда и сумеют наконец сделаться братьями. И что это обязательно будет — ведь нам это пообещал Б-г!
1 thought on “О национальной гордости”
Comments are closed.
То,что Леня (Арье) Юдасин неплохо играл в шахматы делает ему честь. То, что он был «верным ленинцем»- это его откровение. Увлечение молодости можно простить. Однако тем более тогда непростительно его воинствующее невежество, которое не делает чести ни ему, ни нашему еврейскому народу.
Дед по Ленина по матери: Александр Дмитриевич (Сруль Мойшевич) Бланк (1820) по профессии врач-физиотерапевт. Учился на военного врача в Императорской медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге (1818—1824). В 1824 поступил на государственную службу. В 40-е годы дослужился до чина Надворный советник со старшинством (подполковник), что дало ему право на потомственное дворянство. Вышел в отставку статским советником.