Недавно в молодежном центре «Шаарей Эмуна» состоялся просмотр фильма «Арифметика дьявола». Около ста русскоязычных юношей и девушек, отправляющихся летом в Израиль, познакомились с этим фильмом о Катастрофе.
В самом начале картины юная американка Хана оказывается в компании подруг, которые делают себе татуировки. После этой болезненной процедуры ее пригласили на вечеринку. Приехав домой, Хана заявила родителям, что не хочет идти с ними отмечать Песах. В конце концов она поддается уговорам и неохотно идет в дом бывшей узницы концлагеря тети Евы.
Благодаря приемам современного кинематографа Хана как бы перемещается во времени и оказывается в Польше во время войны. Ее вместе с другими евреями сажают в грузовик и отправляют в концлагерь. Там она видит, как детей и стариков отправляют на смерть, а способных работать превращают в рабов. Фашисты издеваются над узниками, чтобы сломить их дух, унизить их человеческое достоинство. Нанесение номера-татуировки на руке призвано обезличить человека, лишить его имени…
Зажегся свет, но в зале стояла тишина. Многим ребятам было трудно сдерживать слезы. «На руке моего живущего в Израиле дедушки такой же номер, – поделился впечатлениями Алекс. – В России мы жили вместе, но я никогда его об этом не спрашивал. Когда я приеду в Израиль, то обязательно попрошу его все рассказать».
И говорил Всевышний Моисею в пустыне Синай… Сосчитайте число всей общины сынов Израиля по их семействам, по дому их отцов, по числу имен (Бамидбар 1:1-2).
Тора запрещает считать евреев. Но как же сосчитать «число всей общины»? Считали не людей, а монеты. Каждый мужчина должен был пожертвовать полшекеля на строительство Мишкана, Храма в пустыне. Человек – это личность, бесконечный мир. Людей нельзя считать, подобно вещам или монетам. Фашисты присваивали заключенным номера, пытаясь сломить их дух: ты – безликий номер, а не человек с уникальной судьбой. В разгар репрессий в стране «победившего социализма» повторяли: «Лес рубят – щепки летят». Палачи народа сравнивали человека со щепкой или винтиком, утверждая, что «незаменимых нет».
В чем же смысл употребляемого в Торе словосочетания по числу имен? «Несмотря на то, что общее число евреев, достигало шестисот тысяч мужчин, Тора подчеркивает, что все равно за этим числом стоят имена людей!» – объясняет рав Моше Вольфсон. У каждого человека свое имя, указывающее на его уникальное предназначение в этом мире.
Шестьсот тысяч мужчин, стоявших у горы Синай, составляли общину народа Израиля, а душа каждого из них была связана с определенной буквой Торы. У каждого еврея своя буква в Торе! Человек уникален, подобно букве, которая является частью определенного слова, предложения, главы, но при этом она – часть целого, буква в книге Торы. Так же и каждый еврей – часть своей семьи, своей общины. Он приходит в этот мир для исполнения своей уникальной миссии, являясь при этом частью народа Израиля.
В Синайской пустыне четыре отряда колен Израиля окружали Мишкан, в котором служило колено левитов. Так же четыре книги Пятикнижия обрамляют сердцевину Торы – книгу Левитов.
«Когда в синагоге открывают свиток Торы, то вглядываются в ее буквы, ибо еврей может найти «свою букву», способную озарить его душу! – писал Аризаль. – Когда габай синагоги приглашает еврея к Торе, то это не его случайный выбор, а проявление некого пророческого дара: человек может «найти себя» в читаемом отрывке».
– Знаешь ли ты, как повседневные события недели сокрыты в намеках недельной главы Торы? – спрашивал магид из Межерича рабби Шнееросона.
– Да, – отвечает автор мистической книги «Тания».
– Знаешь ли ты, как каждый из семи читаемых в субботу отрывков недельной главы связан с событиями определенного дня недели?
– Да, – отвечает основатель ХАБАДа.
– Заешь ли ты, как связана душа человека с тем отрывком Торы, на чтение которого его вызывают в синагоге?
– Да, – отвечает ребе.
– Тогда ты можешь читать Тору в нашей синагоге! – воскликнул магид.
… «Исполним и поймем!» – провозгласили евреи, принимая Тору у горы Синай. Сначала исполним, лишь потом поймем. Ибо мудрость Торы открывается тому, кто стремится исполнить свою уникальную миссию в этом мире. Во имя исполнения этой миссии еврей стремится принять и понять Тору, открывая в ней самого себя!