Отвечает рав Элиягу ЭССАС

– Что важнее, соблюдать 600 с гаком заповедей, или просто верить в Творца и не соблюдать внешних атрибутов?

Владимир, Нью-Йорк

– Мне часто задают подобные вопросы. Думаю, такое представление о вере и заповедях – отчасти следствие воспитания в среде русско-христианской культуры. Большое значение в ней имеет мысль-призыв: «Уверуй (в основателя христианства) и спасешься!» Отсюда и пренебрежение поведением человека.

Кроме того, в любом варианте христианской культуры (в том числе – в русском) постоянно присутствует подсознательный комплекс неполноценности в сравнении с еврейским народом. Ведь это у нашего народа особые отношения с Творцом. И этой идеей пронизана вся Библия. Ведь это наш народ стал единственным народом, который не побоялся кнута и не польстился на пряник миссионеров. Отдельные евреи могли совершить трагический поступок – перейти в другую веру. Но не было такого, чтобы это сделала целая группа евреев.

Комбинация осознания нашей «непонятной» устойчивости и комплекс неполноценности перед нами провоцирует поиск причин для презрения и ненависти (так уж устроена, как известно, человеческая психика).

Одна из найденных причин – якобы «буквоедство» евреев, «мелочность», которую они проявляют, проводя «обряды», вместо того чтобы стремиться к «великой» духовности.

Каждый, кто хоть немного знает о жизни наших Учителей, – Моше, Шломо, рабби Акивы, Рамбама, Маƒараля и т. д. – понимает, что слова «вместо стремления к духовности» звучат, по меньшей мере, глупо.

Перейдем к сути дела.

1. Соблюдение заповеди – не «мелочность в обрядах». Речь идет о соблюдении заповедей Торы, которые передают суть того, что хочет Творец от каждого еврея. И выполнять надо не «600 с гаком», а столько заповедей Торы, сколько возможно сегодня выполнять. К примеру, невыполнимы сегодня законы, относящиеся к Храму. Но нам вменяется в обязанность изучать их, и это засчитывается в духовном мире выполнением.

2. Нет никакого противоречия между стремлением к соблюдению законов Торы и углублением веры в Творца. И если еврей, веря в Творца, не соблюдает заповеди, он не живет еврейской жизнью и не реализует свое предназначение, ради осуществления которого его душа пришла в этот мир.

– Что такое Каббала?

Александр, Санкт-Петербург

– Моше Рабейну получил всю Тору от Всевышнего: Письменную и Устную. В Устной Торе есть подраздел, посвященный процессу Творения мира и устройству духовных миров. Этот подраздел и называется Каббалой.

Духовный мир очень близок к Творцу, о чем мы можем говорить, разумеется, очень условно, близок – к Единому. Углубленное, серьезное постижение духовных миров приближает человека к высокому уровню осознания Единства мира. И это таит в себе опасность: постепенно стираются границы между добром и злом, правым и левым, низом и верхом… И в самом деле – мир Един.

Поэтому упомянутый подраздел Устной Торы надо изучать только с учителем. И только индивидуально… Поэтому учение и называется – Каббала, что в переводе с иврита означает – передача и получение. Учитель передает, ученик (один) – получает.

Такой порядок изучения Каббалы существовал всегда и существует сейчас. Великий, если не сказать величайший, каббалист – рабби Акива разрешил своему ученику, рабби Шимону бар Йохаю записать некоторые моменты учения в виде книги Зоƒар. Однако с появлением этой книги, равно как и других книг, которые были написаны позднее, положение не изменилось. Изучать Каббалу по-прежнему можно лишь в том случае, если учитель достиг такого уровня знаний, что может их передать, а ученик способен их воспринять. Ведь все подлинно каббалистические книги сознательно написаны полузашифрованным текстом… Впрочем, знакомство с отдельными понятиями Каббалы (я не имею в виду занятия Каббалой) могут быть полезны всем.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора