Раввин, директор русского департамента Brownstone, лидер русскоязычной молодежной общины
Я родился в Нью-Йорке. Мои родители родом из Ташкента, в Америку приехали из Израиля, из Петах-Тиквы. Рос я в традиционной еврейской семье: мы гордились своим еврейством и были тесно связаны с Израилем — израильские проблемы постоянно обсуждались в нашем доме. Это была данность, за которой не было знания, глубины понимания, почему для нас так важен Израиль. Одни эмоции, лишенные интеллектуальной подкладки. Думаю, что очень многие, испытывающие привязанность к Израилю, нуждаются в образовании, в понимании ее причин и мотивов.
Толчком в направлении такого образования для меня стала одна поездка. В 1993 году мы с друзьями собрались в Лондон, но самый недорогой билет предполагал посадку в Варшаве. И мы решили съездить в Освенцим. Там нас ждало разочарование: ворота лагеря оказались закрыты без всяких объяснений. И вот мы, ребята из Нью-Йорка, желающие узнать, что же происходило в концентрационном лагере в годы войны, не можем попасть в Освенцим. Мы устроили шум, желая привлечь к себе внимание и заручиться поддержкой других туристов, оказавшихся с нами у ворот. В конечном итоге нам удалось узнать, что лагерь закрыт, потому что его осматривает Ицхак Рабин, бывший в то время премьер-министром Израиля. И Рабин, узнав, что группа еврейских ребят из Нью-Йорка из-за него не может попасть на территорию Освенцима, приказал своей службе охраны впустить нас. Так что мы осматривали лагерь вместе с израильским премьер-министром, присоединившись к экскурсии, устроенной специально для него.
Посещение Освенцима очень сильно на меня повлияло: я не мог понять, почему так много людей были готовы погибнуть из-за своего еврейства, в чем уникальность иудаизма, толкнувшая немцев на уничтожение целого народа. Эти вопросы побудили меня к собственным исканиям. Я узнал, что евреи всегда стремились работать над собой, развиваться интеллектуально, что для них очень важны не только семейные, но и всеобщие ценности — желание исправить мир (тикун олам) и ответственность друг за друга (коль иеhудим аравим зе ба-зе). Меня увлекли эти идеи, и я погрузился в изучение еврейской истории.
До поездки в Лондон я думал о карьере врача, но, вернувшись, быстро переключился на социологию и еврейскую историю. Правда, раввином я становиться не собирался, но, когда это случилось, мои родители были крайне удивлены.
Раввином меня сделала другая поездка. Я женился, и, как нередко случается в религиозной общине, членом которой я стал, нас с женой отправили в короткую поездку в Израиль. Цель ее была проста: вдали от родителей дать молодоженам возможность узнать друг друга, лучше понять самих себя, немного поучиться. Короткая поездка вылилась в четырехлетнее пребывание в Израиле.
Так вот за те четыре года в Израиле я получил смиху раввина. И осознал, что в этом качестве я могу принести больше пользы той общине, в которой я вырос.
Лидер русских
без знания русского
Я никогда не связывал себя с русскоязычной общиной. Родители моего отца жили в Израиле, а родители мамы оставались в Ташкенте. С ними я впервые встретился в 17 лет, и из-за моего полного незнания русского общаться не получалось. Тем не менее я оказался в русскоязычной еврейской общине. Приехал из Израиля и пошел работать раввином и директором программ в «Гиллель» Бруклинского колледжа, а также капелланом в Университет Лонг-Айленда (LIU). В обеих этих школах училось много русскоязычных евреев, которые в отличие от американских держатся поближе к родителям, к тем местам, где выросли.
Так или иначе, но я стал раввином для группы евреев, которые не принадлежали ни к одной синагоге. Мы молились, отмечали праздники у меня дома, строили сукку у меня во дворе. Этим людям в синагогах было неуютно, и мы нашли более приемлемую для них форму. Так происходит уже 13 лет — с момента нашего возвращения из Израиля. И моя семья во всем этом активно участвует. Я горжусь своими добрыми, вежливыми, развитыми детьми. У меня их пятеро: трое мальчиков и две девочки. Старшему 15 лет, младшему 3 года. Они азартные спортсмены, пытливые ученики, стремящиеся стать частью огромного мира.
А вне дома… Поработав пять лет в колледжах, я стал раввином в организации под названием Gateways, оттуда перешел в Brownstone, где у нас перебывали сотни тысяч еврейских студентов из разных стран мира. Неделю они изучали еврейский Нью-Йорк и через него знакомились с историей иммиграции, становлением здешней общины.
В то же время по инициативе Gateways была создана новая организация RAJE (Russian American Jewish Experience). Там я использовал весь свой опыт, накопленный в русскоязычной общине и в Brownstone. Мне нужно было заставить двигаться эту гигантскую машину: дать еврейской молодежи определенный минимум знаний о своей истории и культуре, после чего показать ей Европу и Израиль.
Сейчас я снова вернулся в Brownstone и возглавляю русское отделение этой организации. Мне есть чем отчитаться: за последние пять лет я поженил 70 пар. А это не просто хупу поставить. Это подготовка к свадьбе, к семейной жизни, попытка снабдить молодоженов полезными сведениями.
Очевидно, что мои усилия направлены не только на помощь в создании семейных союзов, но и на укрепление всей русскоязычной общины, а также на то, чтобы эта уникальная община стала полноправной участницей американской еврейской жизни. Одна из важнейших задач в рамках этих усилий — мое участие в выборах делегатов на Всемирный Сионистский Конгресс. Русскоязычная община должна иметь право голоса при решении израильских проблем, при налаживании отношений между американской еврейской общиной и Израилем.
Русскоязычные евреи, составляющие большую долю американского еврейства, очень слабо представлены в управляющих органах этого сообщества. Но, если посмотреть список кандидатов, можно заметить, что большинство из них работают с довольно пожилыми людьми. Я же имею дело с молодежью — с той категорией, которую необходимо привлечь к процессам принятия решений, связанных с проблемами Израиля. Молодым людям важно объяснить, что участие в выборах обеспечит их голосом и правом решать, как следует распределять средства, направляемые Израилю и американскому еврейству, значительную долю которого составляют русскоязычные евреи.
Беседовала Наоми ЗУБКОВА