«Как сказать, чтобы тебя услышали дети? И как слушать, чтобы дети говорили?» — так называется популярная книга, написанная двумя учениками легендарного американского психолога еврея Хаима Гинота. Не вдаваясь в детали практической психологии, изложенных в книге, заметим, что эти два вопроса связаны. Если мы хотим, чтобы дети нас услышали, то нам, прежде всего, следует научиться слушать их! Наши дети, как в зеркале, отражают наше поведение, и потому, слушая их, мы знаем, что они будут слушать и нас. Не случайно во время пасхального седера отец не начинает рассказывать сыну об Исходе евреев из Египта до тех пор, пока сын не задаст свои четыре вопроса. Более того, весь смысл седера — особого порядка пасхальной трапезы — и состоит в том, чтобы ребенок заинтересовался, проявил любопытство и задал эти вопросы.
«В чем состоит отличие человека от животного? — спрашивает рабби Гирш (Германия, 1808 — 1888 гг.) в своем комментарии на Пасхальную Агаду. — В способности человека задавать вопросы!»
Без сомнения, самая первая мысль, которая приходит к человеку в момент, когда он впервые замечает окружающий его мир: «Что это?» Еще до того как губы ребенка стали произносить слова, сердце его изумляется: «Что это?» Если бы мы смогли по выражению глаз читать его мысли, нам были бы понятны вопросы, которые приходят ребенку на ум. Сутью ребенка является его способность вопрошать, и благодаря этому он может научиться столь многому в раннем возрасте.
Когда мозг ребенка развивается, его губы уже способны «выразить любознательность» души и он начинает задавать свои бесконечные вопросы, то необходимо обязательно отвечать ему! Жажда знаний, которую выражает ребенок своими вопросами, — признак здоровья его души.
Удовлетворяя ежедневно физический голод ребенка (желание поесть), мы обязаны постоянно и скрупулезно заботиться о «насыщении» его души, обогащая ее знаниями.
«Почему же родители не находят времени для ответов на вопросы своих детей?» — вопрошает рабби Гирш.
Не только учителя должны отвечать на вопросы, поставленные детьми! В любой школе вы обнаружите учеников, которые не спрашивали впустую: «Что это?» а получали от родителей ответы на свои вопросы. Отвечая на вопросы детей, родители помогают развивать в них стремление понять окружающий мир.
Вы найдете в школе и тех, чьи родители не имеют времени (или желания) общаться с детьми. И дети перестают задавать вопросы. Им становятся безразличны явления и события, происходящие вокруг. Этим детям понадобится несколько лет учебы в школе только для того, чтобы вновь обрести способность задавать вопросы и учиться!
«Потому не оставляй вопросы своего ребенка без ответа, и не злись на него. Будь всегда честен со своим ребенком. Если не знаешь ответа на его вопрос, или в своем возрасте ребенок еще не может понять твоего ответа, то так и скажи ему! «Научи» его юный мозг тому, что способности понимания ограничены. Это тоже очень ценный урок. Главное — не корми его душу чепухой и не позволяй этого делать другим. Пусть твой ребенок всегда будет близок к тебе!»
«И сказал Всевышний Моисею: Скажи коханим, сынам Аарона, и скажи им…» (Вайикра 21:1).
Почему в Торе указано «скажи», а затем повторяется «и скажи им»? — спрашивает Раши. Отвечая, он приводит слова Талмуда: «Если первое «скажи» обращено к самим служителям Храма, которые должны соблюдать особые законы ритуальной чистоты, то повторное «и скажи им» «предостерегает взрослых», призывает родителей позаботиться о том, чтобы их дети не нарушали этих законов».