В субботу перед Пуримом в синагогах читают дополнительно к разделу «Тецаве» из книги Исход (Шмот) небольшой раздел из книги Второзаконие (Дварим) — «Зохар»: «Помни, что сделал тебе Амалек при исходе из Египта… Сотри память об Амалеке из поднебесья — не забудь (об этой обязанности)!»
Понятно, почему чтение этого отрывка предваряет праздник Пурим. Ведь Аман, замысливший уничтожить народ израильский, который в то время находился в Вавилонском изгнании, происходил из народа Амалека.
Откуда мы знаем, что такова антропологическая сущность Амана? Можно проследить генеалогию этого народа и указать на родственные связи тех давних Амалеков с Аманом. Но дело обстоит еще проще. Наши мудрецы постановили, что все враги Израиля, ставящие целью уничтожение нашего народа, — это семя Амалека. Связь не только антропологическая, но и политическая. Можно ли представить себе нееврея, основным смыслом жизни которого было бы уничтожение народа Израиля? Это точно какая-то особая этническая группа человеческих выродков.
Вы скажете, что таких очень много. Трудно с этим спорить. Действительно, друзей у Израиля раз-два и обчелся. Но ведь предсказывает пророк Иешаягу, что все народы в конечные дни соберутся у Дома Б-жьего и признают еврейский народ своими священниками. Значит, не все неисправимы. Есть антисемиты по глупости, но есть и по призванию. По призванию — это и есть Амалеки.
Сразу возникает много аналогий из истории.
И конечно же, вспоминают Сталина. Одна из темных легенд о его происхождении гласит, что его предки пришли из Шушана — места обитания Амана и Ахашвероша.
Но это, конечно, не так важно, откуда он родом. Он подпадает под это определение так же, как Гитлер или Гиммлер со всякими геббельсами — да сотрется память о них!
Вот мы и заговорили о памяти.
Казалось бы, заповедь, чтобы помнить о том, что сделал нам Амалек, противоречива. Как же так, с одной стороны, помнить, а с другой — стереть память о нем?
Именно на примере Сталина это противоречие легче всего понять. Все, конечно же, помнят, что перед своей смертью Сталин раскрутил «дело врачей» — якобы врачи-евреи занимались отравлением своих пациентов. После громкого показательного процесса было подготовлено обращение придворных евреев к «вождю всех народов» с просьбой искупить вину кровью и на стройках Дальнего Востока. А там — массовая депортация, погромы и уничтожение. Второй Холокост.
И так же, как это случилось в свое время с Аманом, усач «откинул педали» точно на Пурим — в 1953 году ( воспоминания рава Ицхака Зильбера, зц”л, в книге «Пламя не спалит тебя»).
Вот и помним, вот и знаем. Недавно в Бар-Иланском университете состоялось торжественное заседание спасенных от сталинской катастрофы — «Пурим-1953».
Но дело не только в этом.
Сталин, в отличие от Амана, выполнил свой зловещий план — сделав многих рабами, выхолостив еврейскую душу и заменив ее советской зомбированной душонкой.
Я вспоминаю, что при расставании с адвокатом Львом Борисовичем Арие после нашумевшего «самолетного процесса» он сказал мне:
– Вы знаете, местные евреи ненавидят вас.
– За что?
– За то, что своей попыткой убежать в Израиль, вы бросили тень на всех остальных. Теперь будет еще сложнее получить должности и делать дела. Нас всех из-за вас будут подозревать в нелояльности советскому государству.
Мы хотели сделать их свободными людьми, пробить ценой жизни брешь в «железном занавесе». А они, вместо того чтобы гордиться, ненавидели нас. Мы помешали им быть покорными рабами!
Сейчас об этом уже не помнят. Вы стали свободными гражданами Америки, Израиля, Европы. Беда в том, что рабская ментальность советского человека, как отравленная липучка, прочно засела в нас. «С какой стати этот наглый Менделевич читает нам нравоучения, откуда он знает про нас?» Знаю. До Ленина — Сталина ваши деды и прадеды хранили веру своих отцов. Молились, накладывали тфилин, учили Талмуд, соблюдали заповеди, носили еврейские имена, говорили на нашем языке, выглядели евреями. Пришли большевики и отучили быть евреями. И стали вы Сашами и Борисами, женились на нееврейских женах, «чтобы детям было легче». Так произошло ваше зомбирование. Я говорю своим ученикам: «Когда вы говорите “я так думаю”, задумайтесь, а вы ли так думаете или эти мысли достались вам в наследие от СССР?»
Мысль, что во мне сидит советская зараза, вызывает у меня омерзение. Я хочу выкорчевать ее из себя и выкинуть на помойку. Я хочу, чтобы ко мне вернулась моя подлинная еврейская душа. Ведь про еврейский народ говорит тот же пророк Иешаягу: «Б-же, народ Твой — все праведники!» Истинная природа сына Израиля — открытость Б-гу, страстное стремление быть частью Его. А мы этого уже не можем. Нас оскопили. Эта отрава в нас и есть память об Амалеке. Память — это понятие интеллектуальное. Так и объясняют наши мудрецы: «Не забудь, что тебе сделал Амалек — с твоим сердцем».
Каждый еврей, где бы он ни жил, обязан стереть у себя память об Амалеке, вернуться к самому себе. Быть евреем.