– Здравствуйте, уважаемый рав!
Я еврей, моя жена прошла гиюр, дети были большими и не присоединились к прохождению гиюра. Мы с женой соблюдаем заповеди (кашрут, шаббат, ходим в синагогу).
У нас есть внук. В марте 2015 года ему исполняется 13 лет, папа его еврей, внук обрезан, он часто встречал с нами шаббат. Недавно он пришел к нам и сказал, что хочет бар-мицву (мы с ним даже не заговаривали на эту тему). Мама его не возражает, но сама не хочет проходить гиюр. Я слышал или читал где-то, что в 13 лет мальчик сам решает, кем быть, евреем или нет. Он ощущает себя евреем. Вопрос: может ли наш внук самостоятельно принять решение быть евреем и пройти бар-мицву?
Лев Шифман, Израиль
– Ваш внук — не мальчик с улицы. Он видит, что его дедушка и бабушка стараются жить по-еврейски, стремятся соблюдать заповеди Торы. С другой стороны, он вырос в смешанной семье, где мать нееврейка и, что для нее совершенно естественно, далека от нашей традиции и Торы. Положительный момент здесь — что она, живя в Израиле, остается собой и, не желая лгать ни себе, ни другим, не пошла по пути липового гиюра.
И хотя отец мальчика еврей, он, как нетрудно догадаться, не испытывает горячего желания внести в свое существование элементы еврейского образа жизни. В общем и целом Ваш внук растет и формируется в ситуации, описанной в известной басне Крылова «Лебедь, рак и щука», когда его тянут в разные стороны. Что ж, такое нередко бывает. Но не будем забывать, что мы говорим о ребенке. И даже если он завтра скажет, что хочет быть евреем, это еще ровным счетом ничего не означает. В той каше, в которой формируется его сознание, даже и в 16–17 лет вряд ли можно, как мне представляется, принять адекватное, разумное решение.
Теперь о бар-мицве. Это не заповедь Торы. Да, в нашем народе принято отмечать 13-летие мальчика, с тем чтобы в его окружении знали, что он достиг возраста, когда у него появилась обязанность соблюдать заповеди Творца мира. Другой цели у данной процедуры нет.
Поэтому устраивать бар-мицву подростку-нееврею абсолютно бессмысленно. А Вашему внуку, в частности, это действо может нанести и существенный вред. Его желание, чтобы у него была бар-мицва, скорее всего, обусловлено обстоятельством, что большинству сверстников, с которыми он дружит и учится в школе, устраивают такой праздник. И ему хочется не отстать от других. Но к чему это приведет?
Во-первых, окружающие будут считать его евреем. А это обман, что само по себе очень плохо. Во-вторых, он и сам, зная, что обрезан (что, со стороны его родителей, было неправильным поступком) и прошел бар-мицву, может искренне поверить, что он действительно еврей. И в будущем, когда он, повзрослев, осознает, что его представление о себе не соответствует действительности, это может обернуться для него болезненным разочарованием. Впрочем, не только для него, но и, к примеру, для еврейской девушки, с которой он потом познакомится.
Поскольку папа Вашего внука еврей и если у Вас с зятем хорошие отношения, Вы с женой можете прилагать усилия к тому, чтобы доброжелательно, ненавязчиво, не беря на себя роль менторов, постепенно приближать его к еврейскому образу жизни. С зятем — другое дело. У нас есть заповедь, предписывающая стараться приблизить к Всевышнему каждого еврея. Вы с женой подадите зятю позитивный и очевидный пример, если и сами будете постоянно заботиться о собственном духовном росте, воплощать в повседневности, в том числе и в общении с окружающими, истинные еврейские принципы. К примеру, наполнять атмосферу шаббатов все большей и большей духовностью…
То, что Ваша жена получила документ о прохождении гиюра, не означает, что этот процесс закончился. Он длится всю жизнь. С внуком поддерживайте теплые (на уровне родственной привязанности), спокойные, ровные отношения. И решение, кем ему быть в будущем, останется за ним. Однако сначала ему надо стать взрослым — только тогда он сможет по-настоящему понять, какой жизненный путь ему выбрать. В конце концов, если его не будут постоянно тянуть в разные стороны, он примет правильное, разумное решение, угодное Творцу…
Evrey.com
Рав Элиягу ЭССАС