Несколько недель назад в мире произошло историческое событие, которое, как это часто бывает, прошло незамеченным.
Вообще, у нас перевернутый мир, так как важность событий для их массового распространения решается исходя из очень поверхностных критериев, и поэтому какой-нибудь теракт будет «прославлен» в медиа шире, чем серьезная и важная новость.
Такова природа нынешнего переходного этапа, когда старые ценности нивелировались, новые только еще пробиваются к нашему сознанию — и в «межвластье» человечество кормят фастфудом и эрзацами информационной политики.
Вернемся к новости.
В еврейском религиозном мире есть один из самых авторитетных и одновременно инновационных раввинов и мудрецов — рав Ицхак Гинзбург. Он родом из Америки, уже много лет живет в Израиле, имеет и светское академическое, и религиозное образование, является автором множества книг и руководителем многих важных проектов. Недавно рав Гинзбург официально сформулировал следующий постулат. Он объяснил, что в еврейском мире в течение истории произошли три революции в подходах к изучению Торы, а сейчас мы должны совершить четвертую революцию.
Первая революция произошла в III веке н. э.
Изначально Тора делилась на письменную, которая записана в виде зафиксированных текстов, и устную, которую было запрещено записывать. Она передавалась от учителя к ученику устно.
Великий мудрец раби Йегуда а-Наси совершил первую революцию, разрешив записывать Устную Тору и сделав первую письменную версию Устной Торы, которая называлась Мишна. Более фундаментальным проектом по записи Устной Торы стал Талмуд.
Изначально был запрет на получение денег за учебу Торы. И в Средние века была проведена вторая революция — было разрешено ввести то, что мы бы назвали стипендией, чтобы лучшие умы могли посвятить время изучению Торы и Талмуда. Таким образом, это укрепило возможность «выращивания» мудрецов для нашего народа.
Изначально не было систематического подхода к обучению Торе женщин. У мужчин были хедеры, иешивы, колели, академии. Женщины не имели таких систем. Около ста лет назад произошла третья революция — когда авторитеты решили, что не только можно, но и нужно создать религиозные образовательные учреждения для еврейских женщин.
Все эти вопросы имеют много аспектов, и мы их здесь лишь обозначили кратко и не будем обсуждать «подводные камни».
В чем суть четвертой революции в изучении Торы? Рав Гинзбург объявил, что наступило время официально заняться преподаванием Торы неевреям, то есть всему человечеству. Это поистине историческое решение, и оно должно продвинуть мир к гармонии и совершенству и научить избегать ошибок.
Но не все могут его адекватно оценить. Некоторые скептики будут ворчать: «Ну вот, большинство среди евреев не хотят учить Тору, а теперь Тору еще будут навязывать неевреям». Другие будут говорить «А в чем проблема? Сейчас в Интернете полно материалов по Торе на разных языках. Каждый нееврей может легко добраться до этих материалов». Третьи скажут: «Это не новинка. Почти две тысячи лет назад христианство взяло Тору и Танах как часть своей Библии, и миллиарды христиан читали и читают сюжеты Торы без всяких еврейских инициатив».
Все стороны будут по-своему правы. Но революционность ситуации в другом. Дело в том, что классический иудаизм обычно считал, что Тора как основа еврейской мудрости важна и нужна только евреям. В отличие от христианства и ислама классические евреи работали только внутри своего народа. Но реальность прошлых эпох необходимо правильно осознать.
Ключ к пониманию четвертой революции следующий: Б-г давал Тору всему человечеству «на вырост». И вначале только евреи были готовы работать с мудростью Торы, а другие народы еще не были достаточно зрелыми для восприятия этой мудрости.
Две тысячи лет назад на Небесах было решено, что человечество доросло до знакомства с текстами Торы, но не с ее глубинными смыслами. Так, возникло христианство, которое взяло наши тексты, но без инструкции, то есть без комментариев.
Но человечество продолжает взрослеть. И сейчас наступило революционное время, когда весь мир должен «сесть за парты» и начать изучать опыт еврейской мудрости, заключенной не только в тексте Торы, но и в ее глубинных смыслах. Это также приведет к тому, что весь мир начнет уважать евреев как учителей.