– Уважаемый рав Элиягу Эссас! Выражаю Вам своё уважение за ту корректность, с которой Вы отвечаете на вопросы. Хотя и изредка с Вами не согласен. Но у меня вызывает недоумение, как Вы решаетесь взять на себя ответственность давать советы людям по любым вопросам, далеким от Торы и иудаизма. Спасибо.
Igor, Israel
– Благодарю за положительную оценку моей работы.
А теперь по пунктам изложу свои ответные соображения:
1. В принципе и по большому счету, вопросов, далеких от Торы и иудаизма, не существует.
2. Бывают вопросы, на которые у меня нет ответа и я не знаю, что сказать. В этих случаях я так и пишу.
3. Никогда не даю конкретные рекомендации о способах лечения тех или иных заболеваний, об употреблении лекарственных препаратов или отказа от них. Естественно, и диагнозы никогда никому не ставлю.
4. В силу особенностей моего жизненного пути ко мне в течение вот уже 40 лет обращаются люди с самыми разными вопросами — начиная с мировоззренческих, галахических, общественно-политических и кончая сугубо конкретными, практическими (бытовыми).
Как-то, еще до создания нашего сайта, я произвел приблизительный подсчет числа людей, обратившихся ко мне с вопросами по самым разным поводам. И оказалось, что во времена, когда я еще жил в Советском Союзе, их было примерно 3–4 тысячи человек. Потом, уже в Израиле (опять-таки до возникновения нашего сайта) — около 5 тысяч человек.
С появлением сайта этот статистический подсчет упростился и стал более точным. И нам известно, что за годы существования сайта со своими вопросами ко мне обратились порядка 10 тысяч человек.
И все это вместе позволило мне увидеть широкую панораму судеб многих тысяч людей — с их интересами, проблемами, радостями, горестями и т. п.
5. Разумеется, не могу оценивать собственные человеческие качества: интеллект, интуицию и т. д. Могу сказать только, что я неравнодушен к людям, поэтому всякий раз как бы пропускаю через себя их вопросы и проблемы, с помощью обратившихся ко мне людей, приобретая пусть не прямой, непосредственный, но огромный косвенный жизненный опыт. Что и открывает передо мной возможности в той или иной степени помогать тем, кто просит у меня совета.
Пользуясь случаем, выражаю благодарность этим тысячам людей, которые задавали мне вопросы, рассказывая о своих жизненных ситуациях. Ведь они тем самым внесли и свой неоценимый вклад в дело помощи многим другим.
6. Как уже говорилось, я не в состоянии оценивать ни свои личные качества, ни свою работу. Могу лишь заверить, что никогда не отвечаю формально, бездушно, механически. Неизменно стараюсь в меру собственных скромных возможностей увидеть и почувствовать каждого человека, стоящего за его обращением ко мне…
Кое-что из общепита
– Можно ли пить кофе с молоком в «Старбаксе»?
Алексей, Москва
– В кафе, как правило, кофе готовят в специальных автоматических кофеварках. И если напиток сварен только из натуральных молотых зерен, без вкусовых добавок и подают его в разовых стаканах, еврей может пить такой кофе. Однако же Вас интересует кошерность кофе с молоком. А этот продукт (молоко) нам следует рассмотреть отдельно.
В некоторых религиозных кругах евреи, которые стараются соблюдать законы нашей традиции много лет и имеют в этом немалый опыт, взяв на себя дополнительные ограничения, не покупают молоко без знака кошерности, а молочную продукцию тем более. Так что, как видите, вопрос Ваш неоднозначен.
Попутно отмечу, что тем евреям, которые не берут на себя дополнительные устрожения и употребляют заводское молоко без сертификации кошерности, разрешается использовать также сметану, кефир и йогурты, изготовленные промышленными предприятиями. Разумеется, при условии, что в них нет некошерных добавок, которыми могут оказаться вкусовые наполнители, консерванты и красители. Исключение в ряду молочных продуктов составляют творог и сыр. Их без сертификации кошерности на упаковках еврею вообще есть нельзя.
Раввинские суды обычно дают рекомендации, какими продуктами без сертификации еврею можно пользоваться и какими нельзя. Если раввинского суда в населенном пункте нет — получить нужную информацию можно и у местного раввина. Разумеется, в случаях если еврей принадлежит к конкретной общине, ему следует и в вопросах кашрута руководствоваться принятыми в ней правилами.
Evrey.com
Рав Элиягу ЭССАС