Моше грозит фараону восьмой по счету казнью — нашествием саранчи, если евреи не получат свободу. Фараон соглашается отпустить только мужчин. В разгар этой казни фараон раскаивается в своем упрямстве и просит Моше и Аарона удалить саранчу. Его просьба выполняется, но Б-г вновь ожесточает сердце египетского правителя, и тот в очередной раз не выполняет обещание. Тогда начинается девятая казнь: вся страна, кроме еврейских домов, погружается в густую тьму. Фараон снова зовет Моше и предлагает отпустить всех евреев, но без скота. Моше отвечает, что евреи не только уведут свой скот, но и прихватят часть скота египтян, а затем сообщает о завершающей, самой тяжелой казни — умерщвлении первенцев, после чего сыны Израиля покинут Египет. Б-г дает евреям первую заповедь: с нисана, месяца Исхода, будет начинаться еврейский год. 10 нисана евреи должны взять ягненка, держать его дома четыре дня и потом зарезать как пасхальную жертву, помазав кровью дверные косяки и притолоки в своих домах, а зажаренное мясо — съесть. Кровь жертвы укажет Б-гу еврейские дома, чтобы миновать их во время истребления египетских первенцев. Сыны Израиля навсегда запомнят этот день Исхода и в память о нем не будут есть квасное в дни Песаха. Указания Б-га в точности выполняются. Начинается последняя казнь, и фараон отпускает наконец еврейских рабов. В конце раздела приведены законы пасхальной жертвы, выкупа сына-первенца и наложения тфилин.
***
Требуя отпустить евреев в разгар нашествия саранчи, Моше так обрисовал фараону цель Исхода: «С отроками нашими и со старцами нашими пойдем, с сыновьями нашими и с нашими дочерьми, со всем нашим скотом пойдем, ибо праздник Б-га для нас» (10:9).
Что значит эта странная концовка «праздник Б-га для нас» — «хаг Ашем лану»?
Владельцы ресторанов и банкетных залов во всех странах не любят устраивать еврейские свадьбы и другие торжества: от еды большой прибыли не получишь, а крепких напитков закажут мало — ведь евреи, как известно, народ непьющий.
Статистика показывает, что у евреев поразительно низкий процент алкоголиков. Странно. Ведь вино занимает почетное место в еврейской традиции. При обрезании, совершаемом на восьмой день после рождения, еврейскому младенцу кладут на губы несколько капель вина. Получается, что первый контакт с алкоголем у еврея тесно связан с выполнением заповеди. В дальнейшем этот опыт закрепляется. Каждый шаббат еврейский ребенок дважды слушает кидуш, благословение на вино, и немного отпивает из папиного бокала. На исходе субботы он участвует в церемонии хавдалы, отделения святого от будничного, непременный атрибут которой — вино.
Праздники у нас тоже всегда отмечаются с вином. А в Пурим еврей просто обязан так напиться, чтобы не отличать праведника Мордехая от злодея Амана. На пасхальном седере дети видят, как родители и другие взрослые выпивают четыре бокала вина, символизирующие четыре аспекта избавления от египетского рабства. Замена виноградным соком допускается, но нежелательна.
Короче, еврейский ребенок не боится алкоголя. Он не считает его зеленым змием, не стремится с его помощью забыться, отключиться от жизни, утопить на дне стакана житейские горести или снять внутреннюю скованность. Мы пьем не для храбрости, не за хорошее знакомство и не с горя. Вино для нас — это средство сближения физического и духовного, получения истинной радости, которую приносит исполнение воли Творца.
В отличие от других религий иудаизм не проповедует аскетизм как средство приобщения к духовности. У нас нет монастырей и деления на святош и мирян. Мы не считаем этот мир минным полем, где физические радости существуют лишь для того, чтобы ставить ловушки несознательным грешникам. У нас совершенно иной подход. Мирские радости сами по себе не хороши и не плохи — они нейтральны. Все зависит от того, как относится к ним человек. Он может стать заложником удовольствий или использовать их для служения высшим идеалам.
Моше сообщил фараону о намерении евреев устроить «праздник Б-га для нас» — для себя, себе в радость. Благочестивый еврей не умерщвляет плоть, а возвышает ее. Каждый наш праздник — это возможность насладиться земными радостями в обстановке чистоты и святости, это средство приближения к Творцу Вселенной. Еврейский праздник — «для нас», для души и для жизни — «ле-хаим!».
Большая красная кнопка
«И вот — когда спросит тебя в будущем сын твой, говоря: “Что это?” — ты скажешь ему: “Сильной рукою вывел нас Б-г из Египта, из дома рабства”» (13:14).
Мечта каждого школьника — войти в кабину авиалайнера, летящего на высоте 10 тысяч метров над лазурным морем среди разбегающихся в разные стороны перистых облаков. Вот сидит он в капитанском кресле и с восхищением наблюдает, как рукоятка управления сама перемещается, как будто повинуясь невидимой руке: автопилот мгновенно исправляет малейшее отклонение от правильного направления и высоты маршрута, введенных в бортовой компьютер.
Впрочем, правильная высота нужна не только самолету.
Наш воображаемый школьник, чья заветная мечта исполняется наяву, поворачивается к пилоту и простодушно спрашивает: «Простите, капитан, зачем нужна вон та зеленая кнопка в четвертом ряду второго блока на левой стороне панели управления над головой второго пилота?»
Капитан строго взглянет на сорванца и ответит по-еврейски, вопросом на вопрос: «А функции всех других 532 кнопок, рычагов и индикаторов в этой кабине тебе уже ясны? Ты уже понял, как они действуют? И только эта зеленая кнопочка остается для тебя загадкой?»
«И вот — когда спросит тебя в будущем сын твой, говоря: “Что это?” — ты скажешь ему: “Сильной рукою вывел нас Б-г из Египта, из дома рабства”». Раши объясняет, что, задав вопрос «Что это?», сын проявил свою глупость.
Странный комментарий. Ведь тот же самый вопрос: «Что это?» — задает и другой сын — сын-мудрец. Как могут одни и те же два слова («Ма зот?») означать два столь противоположных качества — глупость и мудрость?
Хорошо, представьте себе другого мальчика, сидящего в кабине пилотов «Боинга-747». Вот он спрашивает капитана: «Как много тут всяких кнопок, рычагов, переключателей и индикаторов! Пожалуйста, расскажите хотя бы коротко, для чего они предназначены и как действуют».
Когда умный сын спрашивает: «Что это?» — он имеет в виду: «Для чего нужны все эти удивительные кнопки, рычаги и индикаторы, с помощью которых мы можем влиять на окружающий мир и на самих себя?» Тем самым он просит объяснить, разумеется, на доступном ему уровне, законы, установления и заповеди Торы, «рычаги Творения»..
А когда глупый сын задает тот же самый вопрос: «Что это?» — имея в виду одну-единственную кнопку из огромного количества элементов управления полетом, он вовсе не впечатляет окружающих глубиной и широтой своего интеллекта. Наоборот, он демонстрирует свое невежество. За его вопросом скрывается вера, что за рычагом управления никто не сидит, что все течет и изменяется произвольно. На автопилоте.