– Шалом, уважаемый рав Эссас! Недавно проанализировала ситуацию в своей семье, в которой, насколько мне известно, все кровные мои родственники — евреи. Обнаружилось вот что: мои бабушки и дедушки (рожденные за 10–15 лет до войны) не только ничего никогда не соблюдали, но даже и слова «миква» не знали, не имели представлений об иудаизме. Наверное, это началось раньше, с моих прабабушек и прадедушек, ведь если б они были хоть немного соблюдающими, то и детей бы к этому приучили. Возможно, это у меня пробел в знаниях, но я не понимаю, как так получилось. И еще. Не понимаю, почему, не соблюдая еврейские традиции, они все равно старались не создавать смешанные семьи.
Спасибо!
Виктория, Россия
– По изложенным в письме данным, получается, что Ваши дедушки и бабушки родились во второй половине 20-х — начале 30-х годов. То есть уже при советской власти. А их родители, соответственно, появились на свет в смутный исторический период, в начале прошлого, ХХ века — в эпоху становления и тотального распространения материалистических идей и теорий.
Во время Первой мировой войны, а потом и революции они были в сознательном возрасте или и вовсе достаточно взрослыми, чтобы ясно понимать, куда дуют революционные ветры. На этом историческом фоне еврейские судьбы складывались по-разному.
Некая часть еврейства, жаждущая «свободы и перемен», примыкала к всевозможным политическим движениям и течениям, как правило, превращаясь в воинствующих атеистов. Многие другие, видя, что жить по еврейским законам стало небезопасно, старались ничем не выделяться из нееврейского окружения. И лишь немногие, меньшинство, вопреки всему сохраняли верность Творцу, Его Торе и еврейской традиции.
Возможно, кто-то из Ваших прадедушек и прабабушек оказался в рядах так называемых комсомольцев 20-х годов. Кто-то стал, к примеру, большевиком, коммунистом и т. п. Очень может быть, что в детстве они и получили какое-то еврейское воспитание и раньше знали, что евреи — народ Всевышнего. Но впоследствии их представления о мире перевернулись настолько, что они растоптали в себе, с корнем выкорчевали из сердца все еврейское. Так, что и речи не могло быть о том, чтобы они хоть что-то рассказывали своим сыновьям и дочерям (Вашим бабушкам и дедушкам) о народе, к которому принадлежали по факту рождения.
Возможен, конечно же, и другой вариант. Сами Ваши прадедушки и прабабушки, допустим, помнили и чтили наши законы и даже, возможно, что-то тайком старались соблюдать. Но, желая, как они думали, своим детям «добра» и, опасаясь за их будущее, умышленно «не забивали им головы» самыми элементарными знаниями о еврействе и еврейской традиции. Так откуда же Ваши дедушки и бабушки могли знать слово «миква» и иметь, как Вы пишете, хотя бы «самые поверхностные представления об иудаизме»?
Теперь о том, почему они, «не чтя еврейские традиции, все равно старались не создавать смешанные семьи».
Вообще-то, трагическим следствием эпохи «великих революционных перемен» стала как раз массовая ассимиляция. Знаю когда-то большие еврейские семьи, потомки которых в наши дни все благодаря смешанным союзам уже неевреи. И Вашей семье в этом смысле очень повезло.
Почему же некоторые, даже ничего практически не зная о своем народе и ничего не соблюдая, все же старательно, из поколения в поколение не вступали в смешанные браки? Это известный вопрос. И сегодня, когда большинство людей живут фантазиями о «равенстве» и «братстве» народов, такое трудно понять.
Антисемитизм существует тысячи лет — и на осознанном, и на подсознательном уровне. И не надо обладать особой житейской мудростью, чтобы предвидеть, что он может проявиться не только извне, но и внутри смешанной семьи. Если не сам муж или жена, то родители нееврейской стороны в какой-то момент, допустим в запале ссоры, могут назвать тебя или твоего ребенка «жидовской мордой». Или в приливе теплых чувств, к примеру, теща-нееврейка скажет о зяте: «Он хоть и еврей, но хороший человек». Такое инстинктивное нежелание подвергать испытаниям чувство собственного достоинства может быть присуще и еврею — воинствующему атеисту и тому, кто отошел от еврейской традиции из боязни за будущее своих детей, — и прививаться последующим поколениям.
Evrey.com
Рав Элиягу ЭССАС