История синагоги Дохань

В только что созданное молодое венгерское государство, основанное королем Стефаном, в дальнейшем за свои заслуги получившим сан святого, прибывают с Руси первые поселенцы евреев. Король доброжелательно отнесся к приходу евреев, предоставив им различные льготы. Одним словом, еврейская община прижилась в Венгрии, даже после завоевания её турками. Большинство евреев поселились в деревнях и в Будайской крепости. В период Оттоманской империи евреи имели больше прав, чем христиане. «Эмансипация» иудаизма в Венгрии началась в конце XVIII века, когда император Австро-Венгрии Иосиф Второй из династии Габсбургов провозгласил равенство религий и разрешил евреям осваивать пригород Пешты.

Это заложило основу истории еврейской общины. В период реформации XIX века еврейское население активно способствует процветанию жизни города, и к середине века численность евреев в нем составила более 10.000. Небольшая вместимость молитвенных домов уже не удовлетворяла растущее население. В 1826 году состоялось открытие Венской синагоги, которое послужило толчком для создания Будапештской синагоги.

И в 1845 г. создается комитет из лиц духовного и светского звания, которым были даны полномочия выбрать проект синагоги, удовлетворяющий еврейским традициям. Были представлены три проекта: классический (автор Джозеф Хильд), византийский дизайн (автор Фридьеш Фесл) и романо-восточный стиль, предложенный австрийцем Людвигом Ферстером, в прошлом строившим только католические соборы. Его вариант, как ни странно, и был одобрен полномочным комитетом. Странность выбора заключалась в том, что уже в середине XIX века носились идеи конформизма, раскрепощенности мышления. Удивляет смелость принятия проекта, по существу напоминающего больше восточный архитектурный стиль, чем обычный тип ортодоксальной синагоги.

Сам фасад имеет много общего с символикой готического католического собора. Современники констатировали: «Храм Дохань является наиболее красивой «католической» синагогой в мире». Судите сами: фасад представляет собой две высокие башни, триумфальный арочный вход, окаймленные орнаментом из … 8-конечных звезд. Напоминание об иудаике заключается в единственном символе – двух каменных скрижалях Моисея, расположенных на фронтоне середины основного фасада. Надпись на иврите над главным входом является цитатой из 2-й книги Моисея: «И устроят они мне святилище, и буду обитать среди них». Присутствие двух башен, заканчивающихся шарообразными куполами с золотым орнаментом, воспринимается с непониманием здешними евреями. Но у проектантов уже есть ответ: в Ветхом Завете есть ссылка на две колонны, стоящие позади храма царя Соломона. Тут же возникает вопрос: а есть ли вообще какая-то аналогия между новой синагогой и Храмом Соломона?

Ведь только тогда можно было бы простить авторам проекта все «аномалии» «католической» синагоги. Как известно, первичным был Храм Соломона, а уже через 1,5 тысячелетия – католические храмы. Почему не предположить, что это христиане заимствовали у евреев архитектуру, а последние, чтобы не входить в конфликт с иноверцами ввиду отсутствия своей святыни, постепенно отмежевались от своих храмовых ценностей? Доподлинно известно, что царь Соломон любил роскошь убранства во дворце и в одежде. Очевидно, что огромный Храм представлял собой роскошное творение. Об этом упоминается в Ветхом Завете: «И обложил Соломон храм внутри чистым золотом, и протянул золотые цепи перед давиром и обложил его золотом»( 3-е царс. гл.6 ).

Трагически сложилась судьба сада синагоги в связи с событиями последней военной зимы 1945 г. Являясь союзником Германии, Венгрия не была оккупирована ее армией и даже активно участвовала, под руководством диктатора Миклоша Хорти на её стороне. Однако патриотические силы развернули борьбу за выход страны из гитлеровской коалиции. Хорти терял власть, и Германия оккупировала Венгрию. Гестапо под руководством Адольфа Эйхмана торопилось в течение трех месяцев депортировать еврейское население страны в концентрационный лагерь Аушвиц.

В начале декабря 1944 г. фашисты создали последнее гетто в Европе – Будапештское, состоявшее из 162 зданий, расположенных позади синагоги. Но ещё в октябре, боясь возмездия народа, Хорти, передав власть правительству Ф. Салаши, бежит за границу. А 18 января 1945 г. Советская армия освободила всех узников гетто.

Однако трагедия оставшихся в живых евреев не прекращается. В два зимних месяца от холода, голода и болезней, не дождавшись помощи многочисленных гуманитарных организаций, умирают 10.000 евреев.

И тогда сад синагоги становится местом для захоронения погибших. Общие потери евреев в Венгрии только за год оккупации фашистами составили 600.000 при численности общины до войны в 750.000 человек…

Позади синагоги находится Мемориальный парк имени легендарного Рауля Валленберга, шведского дипломата, спасшего от уничтожения 35 тыс. венгерских евреев. Как известно, после войны он был интернирован в советские лагеря, где и нашел свою мученическую смерть. Здесь находится символическая могила «Праведники Мира» – памятная плита с именами людей, спасавших евреев. Главной скульптурой парка является Мемориальное дерево, воздвигнутое в память о жертвах Холокоста – 600.000 погибших евреях.

Стволы плакучей ивы из нержавеющей стали и серебра символизируют перевернутую менору. 4.000 листочков дерева заполнены именами замученных венгерских евреев. На вершине черной арки надпись спрашивает: «Есть ли боль сильнее, нежели моя боль?»

Автор композиции ансамбля – скульптор Имре Варга. Комплекс был создан на средства фонда Эммануэля, основателем которого является американский актер Тони Кертис, еврей венгерского происхождения. Он создал фонд в память об отце, погибшем в Холокосте.

Мемориальная табличка цитирует фразу из Талмуда: «Спасающий одну душу спасает весь мир».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора