«… Я принес тишину в мир театра…»

«Я уверен: можно быть молодым и иметь сердце старика. И наоборот: в груди пожилого человека может биться совсем юное сердце… Жизнь прекрасна, даже если она тяжела».

Марсель Марсо

В марте самый знаменитый мим в мире Марсель Марсо отметил 83-й день своего рождения. Он продолжает с триумфом выступать, ездить на гастроли и обучает молодых искусству пантомимы.

– Как вам удалось сохранить гибкость, летающую походку, юношеский задор? Откуда столько энергии? – спросили его в одном из интервью.

– Я всю жизнь работаю без остановки, две с половиной сотни выступлений в год. Волей-неволей приходится придерживаться дисциплины танцора. И к тому же, у меня хорошая наследственность: моя мама дожила до 94 лет.

Мать маэстро – Хания (Анна) Вертберт родилась недалеко от города Колымия (раньше Польша, ныне Украина, Ивано-Франковская область), еврейка. Когда девочке исполнилось 8 лет, их семья бежала от погромов в Эльзас. Позднее она встречается с еврейским юношей Шарлем Мангелем, который становится ее мужем (по некоторым источникам его фамилия Иоселович).

В 1923 г. в Страсбурге (Франция) у них родился сын – будущий великий мим Марсель (Исер).

На вопрос: «Отзывалось ли каким-то образом на вашей жизни еврейское происхождение?», – Марсель Марсо ответил: «Ребенком я сталкивался с антисемитизмом. Во время оккупации Франции моего отца депортировали и отправили в Освенцим, как и многие тысячи евреев, среди которых могли быть Эйнштейн, будущие создатели лекарств от рака и СПИДа. В 1944 г. мой отец погиб в концлагере, и я оплакиваю его. Для мира – он один из миллионов безымянных, замученных нацистами. А для меня – тот, кому я посвятил всю свою работу».

Марсель и его брат Алаин избежали депортации, взяв себе фамилию наполеоновского генерала – Марсо. Они стали участниками французского Сопротивления. Марселю было чуть больше 20 лет, когда он, благодаря уникальному дару – мгновенно менять свое выражение лица и походку, – переправил в Швейцарию и спас более 70 еврейских детей. С риском для жизни он проходил мимо одного и того же постового, а тот всякий раз принимал его за другого человека.

В 1944 году вместе с американскими солдатами юноша воевал за освобождение Франции. В перерывах между сражениями он выступал перед воинами. Одно из таких выступлений, где зрителями были около 3000 солдат, стало поворотным моментом в жизни Марселя Марсо.

Тогда армейская газета «Звезды и погоны» опубликовала восторженную рецензию, и с этого началась его профессиональная карьера.

И СМЕШНО, И ГРУСТНО

В 1947 году Марсель Марсо создает образ Бипа – клоуна с густо выбеленным лицом, в полосатом свитере и с помятым котелком на голове. Это трогательный образ доверчивого человека, любящего людей и жизнь, но которому далеко не всегда везет. Бип – главный герой многочисленных миниатюр человеческой трагикомедии: «Клетка», «Давид и Голиаф», «Париж смеется, Париж плачет» и многих-многих других.

«В пантомиме тело – инструмент безмолвной поэзии, – утверждает Марсо, – оно способно выразить самые разнообразные состояния души. Для меня тишины вообще не существует. Музыканты, певцы, которые приходят ко мне на концерт, чувствуют, что я пою в душе».

Вот знаменитая 4-минутная миниатюра «Юность. Зрелость. Старость. Смерть». Артист в позе эмбриона – зарождение жизни. Затем человек выпрямляется, делает первые шаги, все увереннее идет по жизни. Постепенно шаг замедляется, фигура горбится: давит груз лет, переживаний, опыта. Голова опущена, и в конце концов она падает на безжизненное тело. Вся жизнь – за несколько минут. Его дар уникален, его искусство – грустное и веселое.

«Марсель Марсо мешает краски,

Чтоб скрыть лицо личиной маски,

И сделать шаг, и вдохновенно

Взлететь, как флаг, над черной сценой».

Раиса Абельская

(под впечатлением от миниатюры «Клетка»)

В 1949 г. Марсель Марсо создает свой театр. В те времена это был единственный в мире театр пантомимы. С гастролями он объездил весь мир. В 2004 г. в который раз он выступал в США, гастролируя по городам Америки, в том числе и в Нью-Йорке. А впервые он выступал в США еще в 1955 году.

Марсо – обладатель многочисленных престижных премий, в том числе и американских. Он удостоен двух премий «Эмми» за телешоу. Одно из них называлось «Посмеемся вместе».

Маэстро – почетный член некоторых европейских академий искусств и американских университетов (Принстон, Университет штата Огайо и др.).

ВСТРЕЧА С ЧАРЛИ ЧАПЛИНОМ

Марсель Марсо снимался в нескольких художественных фильмах. Однажды, направляясь в Рим, на съемки фильма Роже Вадима «Барбарелла» (1967 г.), он случайно увидел в аэропорту Орли своего кумира Чарли Чаплина, которого обожал с детства. «В шесть лет, – вспоминает артист, – я взял у отца котелок, сделал усики, раздобыл длинные брюки и стал Чаплином. До восьми лет это была моя любимая роль».

И вот эта первая (и последняя) встреча двух великих артистов. Чарли Чаплин с женой и внуками ожидал самолета в Женеву. От его дочери Джеральдины Марсо знал, что Чаплин хорошо отзывается о его выступлениях, и потому, преодолев смущение, он подошел к гению кино и сказал: «Я стал мимом благодаря Вам».

«Я рассказал, – вспоминает Марсо, – что, когда был маленьким, копировал его, и решил тут же показать знаменитую походку Чаплина, опирающегося на трость. И тут, ко всеобщему восторгу, Чарли, которому было тогда 78 лет, присоединился ко мне, и мы (два Чаплина), смеясь, прошли по залу ожидания».

НЕВИДИМОЕ В ВИДИМОЕ

Марсель Марсо – невероятно одаренный человек. Безмолвный на сцене, в жизни он прекрасный рассказчик, владеет несколькими языками. Природа одарила его и художественными способностями. Он учился росписи по эмали.

«Я долго сомневался, кем стать, – мимом или художником, – рассказывает Марсо. – Часы отдыха я провожу за мольбертом. В свое время написал книгу «История Бипа», которую сам проиллюстрировал. Она была переведена на семь языков (на русском ее нет)».

У Марселя Марсо четверо детей от двух браков. Но последние два десятилетия он разведен и живет один.

Говоря о том новом, что он привнес в современное искусство, Марсель Марсо сказал: «Я принес тишину в мир театра, где до этого королями были слова и звуки».

А знаменитый фокусник Давид Копперфилд (тоже еврей), обращаясь к маэстро, заметил: «Если я видимое превращаю в невидимое, то вы, наоборот, невидимое превращаете в видимое».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора