Был у меня начальник — подполковник Москалёв, и, когда я, лейтенант, с ним заспорил, он пустил в ход отработанный и, как ему казалось, убедительный приём: «Ты русский или не русский?» Сам он был, между прочим, чуваш, но спрашивал так, будто всем русским народом уполномочен проверять у подозрительных документы: предъяви, дескать, аусвайс. «Нет, товарищ подполковник, — отвечал я ему, — я не русский, я, как вы знаете, еврей». Для понимания атмосферы уточню, что год тогда был 1952-й.
Здесь — другое дело, здесь мы русские. В американском, европейском, а также и в израильском понимании это означает, что мы из России. К тому же говорим по-русски, русскоязычные. То, что русскоязычными евреи стали по принуждению, ныне уже многие не помнят. А истина такова: сперва нашим предкам большевики запретили иврит, потом закрыли еврейские школы и расстреляли еврейскую культуру, чем почти уже лишили нас языка идиш, и единственный язык, который мы при переписи населения по-честному уже называли родным и который потом без изъятия вывезли оттуда через таможню, был русский язык. Он теперь исконно наш и, наверно, продержится здесь еще два-три поколения, пока не останется в смутных воспоминаниях потомков.
Пока же мы говорим, пишем и читаем по-русски, но, что особо хочу подчеркнуть, отнюдь не по-российски, как хотелось бы тем, от кого мы бежали. С Россией мы распрощались навсегда. Вспоминаю, как одна сотрудница с неприязнью спрашивала мою жену: «Беженцы! Скажите же, от кого вы бежите?» «От вас!» — был ответ.
И вот те, от кого мы бежали, вспомнили о нас, зачислили в некий ими воображаемый «русский мир», а ныне уже принялись за навязывание нам «русской идентичности». Я имею в виду наступление, предпринятое Русской православной церковью во главе с патриархом Московским и всея Руси Кириллом (Гундяевым), по инициативе которого на недавно состоявшемся в Москве Всемирном русском народном соборе была принята Декларация русской идентичности. Вот ее квинтэссенция: «Русский — это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа».
Коварство этой декларации, которую я в заголовке назвал пропуском в «русский мир», состоит в том, что в ней перечислены (и обратите внимание: не через запятую, а через точку с запятой, то есть с более сильным разделением) пять критериев русскости. Уровень их приемлемости или неприемлемости различен для разных людей «многонационального и многоконфессионального народа», как обозначил население России выступивший на том же соборе председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин, чье представление о русскости, очевидно, несколько отличается от патриаршего. Действительно, если подсчитать количество людей, которым приемлемы все пять критериев русскости, то в России таких наберется от силы миллионов двадцать-тридцать, то есть «полностью русских» там не более чем процентов двадцать.
«Отчаявшись убедить граждан, а заодно и власть, что Россия — православное государство, церковное руководство всеми силами пытается теперь монополизировать культурное наследие страны», — пишет в «Ежедневном журнале» Светлана Солодовник. И далее: «Концепт большого “русского мира” трещит по швам, охотников примкнуть к нему как-то не видно, но уж в своей-то стране мы можем построить наш маленький и уютный русский мир… Ужас как боятся православные лидеры, что останутся за бортом властного корабля!»
За бортом властного корабля они не останутся. Наоборот, именно капитаном властного корабля они теперь призваны на подмогу в наступившие трудные времена, когда экономика в упадке и инаугурационные майские 2012 года указы Путина о повышении зарплаты бюджетникам, обеспечении граждан доступным жильем, гарантиях пенсионерам и т. д. выполнить невозможно. Патриарх живо откликнулся, призвав противостоять пришедшим с Запада идеям «потребительского общества». То есть речь уже идет не об импортозамещении, а просто об уменьшении народного потребления. Ограничить потребление, затянуть пояса, потерпеть ради «единства страны» — вот суть путинско-гундяевского тандема. Какое-то время народ еще, возможно, потерпит невзгоды, но беспокойство Путина, вдруг снова заявившего, что «цветных революций» в России не будет, по-видимому, означает, что он уже чувствует некие сейсмические волнения.
Это не только народные волнения, которые он уверенно давит репрессиями, это волнения в его властном окружении, внутри его элиты. Кратко представлю эту тему в изложении белорусского оппозиционного сайта charter97, где на вопросы главного редактора сайта Наталии Радиной отвечала замечательная российская журналистка Ольга Романова. «В России идет клановая война», — вот ее мнение. И за ним факты. Например, арест Евтушенкова. «Дело в том, — сообщает она, — что Евтушенков покупал “Башнефть” по личной просьбе Путина, тогда еще председателя правительства. И случившееся с бизнесменом говорит о том, что у нас очень серьезно сместился центр власти. Он перешел от Путина к силовикам».
А что? По внешним признакам это вполне возможно. «Сейчас среди силовиков начинается борьба. Последние 14 лет мы как-то лавировали между четырьмя разными кланами: кланом спецслужб во главе с Сечиным, кланом военных с министром обороны Шойгу, кланом друзей Путина (Ротенберги, Ковальчуки, Тимченко) и кланом “Газпрома” (Миллер — Медведев). Сейчас совершенно очевидно поражение клана друзей президента».
Путин, считает Романова, «стал заложником борьбы двух сильных кланов — армии и ФСБ. Сечин — спецслужбы, Шойгу — армия… Сечин (уже как “Роснефть”) очень много теряет от санкций из-за войны, и в его интересах эту историю прекратить, в отличие от Шойгу, поскольку для него это бюджет… Путин — для Меркель, а внутри России действуют эти две силы… Владимир Владимирович пытается сопротивляться».
Не потому ли на подмогу президенту призван патриарх? Но сможет ли он помочь, собрав попов с Зюгановым в придачу? На внутреннем фронте — вряд ли. А вот на внешнем постарается — не напрасно ведь московский русский народный собор был назван всемирным, то есть его устроители рассчитывают не только на своих сограждан, они еще постараются и по заграничным сусекам сколько-нибудь «русских» наскрести. И резервы для этого имеются, об этом можно судить, послушав, например, некоторые русскоязычные радиопередачи.
В связи с этим давно недоумеваю по поводу спокойствия американских властей относительно ведущейся здесь антиамериканской пропаганды, распространяемой, в частности, и пророссийской пятой колонной, вольготно расквартированной в США. Она здесь, конечно, не единственная антиамериканская, но заметная. Ей бы Комиссию по расследованию антиамериканской деятельности, какая была здесь в эпоху холодной войны. Названная маккартизмом, она понапрасну была ошельмована леваками. Я думаю, в нынешней ситуации ее неплохо было бы в порядке превентивной самообороны возродить.
Возвращаюсь к интервью Ольги Романовой: «Сейчас происходит борьба, жертвами которой станут люди из окружения Путина. Кто-то должен быть назначен виновным. Давно начался экономический кризис, но именно сейчас он сильно ударит по всему населению, и это заметит каждый».
Заметит каждый — это понятно. А кто будет назначен виновным, это вопрос. Пока, если судить по высказываниям Путина и по официальной российской пропаганде, которая эти высказывания подхватывает и настойчиво вкладывает в мозги россиян, главным виновником нынешнего кризиса там назначены США.
Этому назначению можно удивляться, можно им возмущаться, но, знаете, читатель, в какой-то степени с ним можно и согласиться, ибо российская агрессия против Украины, если оглянуться назад, несомненно, имела своими истоками вялую реакцию США на вторжение в Грузию 2008 года, благодушие, продемонстрированное любезным предложением ей «за это» пресловутой «перезагрузки», отказ США от планов ПРО в Европе, бегство из Ирака и Афганистана, то есть явные проявления слабости, сопровождающиеся к тому же трусливой чемберленовской дипломатией, например, с Ираном, предательской по отношению к ближайшему союзнику и сводящей на нет былой авторитет Америки в мире.
Все действия властвующего в России путинского режима — как в сфере внешней агрессии, так и в подавлении российской демократической оппозиции — производятся с оглядкой на США, и вашингтонские политики должны иметь это в виду. Не только в геополитическом аспекте, но и с пониманием того, что любая уступка Путину — это удар по российскому антипутинскому здравомыслию, которое Америка, глядя в будущее, обязана поддержать.
В связи с этим скажу, что из пяти вышеприведенных критериев русской идентичности, провозглашенных на Всемирном русском народном соборе, мне подходит не только третий («говорящий и думающий на русском языке»), но в некоторой мере и пятый — «ощущающий солидарность с судьбой русского народа».
Да, ощущаю — как не ощущать, если столько вместе пройдено? Мне не нужен гундяевский пропуск в «русский мир», но судьба русского народа мне не безразлична. Поэтому цитирую: «В противоположность всем законам человеческого общежития Россия шествует только в направлении своего собственного порабощения и порабощения всех соседних народов. И поэтому было бы полезно не только в интересах других народов, а и в ее собственных интересах — заставить ее перейти на новые пути».
Таково было мнение русского пророка и первого западника царской России Петра Чаадаева, высказанное в 1836 году и ставшее актуальным в наши дни. И еще напомню: «Товарищ, верь: взойдет она, // Звезда пленительного счастья, // Россия вспрянет ото сна, // И на обломках самовластья // Напишут наши имена!» — это из стихотворения Пушкина «К Чаадаеву».
«Бабье лето» — в книгу Ларисы Ицкович вошли стихи о любви, о смысле жизни, а также сказки и стихи для детей.
«О людях и книгах» — сборник статей Семена Ицковича на актуальные темы литературной и политической жизни, о встречах автора с творческими людьми.
Стоимость каждой книги, включая почтовые расходы, $15. Заказать книги можно, прислав чек по адресу: S. Itskovich, 551 W. Huntington Commons Rd. Apt. B 125 Mount Prospect, IL 60056