Исполнилось 80 лет известному музыканту, российскому эстрадному артисту Вилли (Вилену) Ивановчу Токареву. Вилли – это не псевдоним артиста. В паспорте так и записано — «Вилен Токарев». Вилен расшифровывается как Владимир Ильич Ленин. Легендарный певец русского шансона в своё время уехал в США, где за несколько лет работы таксистом ему удалось скопить необходимую сумму для выпуска диска, который получил название «В шумном балагане». Возвращение в Россию было триумфальным. Его творчество могут любить или не любить, но с тем, что этого человека знают все в постсоветском пространстве, никто не поспорит. В 90-е он был просто кумиром для советских людей, его песни звучали повсюду – в ресторанах, на привокзальных площадях, в домах. И сегодня на его концертах аншлаг; молодёжи не много, преимущественно те, кому за сорок. Но встречают звезду шансона по-прежнему по-королевски: роскошные букеты, овации стоя. Вопреки распространённому мнению Вилли Токарев не еврей, а русский. Артист искренний друг нашего народа, и часто подчёркивает это в своих выстуланях, в интервью, в песнях.
*****
Большинство евреев — замечательные люди, работяги, юмористы, умницы, они никогда не падают духом. А когда евреи веселятся, такое творится!.. В Нью-Йорке я видел, что еврей никогда не жалеет денег на празднование совершеннолетия дочери или сына. Бар-мицва и бат-мицва в Штатах отмечаются с таким размахом, что просто диву даешься. Все это говорит о любви евреев к детям, об их ориентации на семейные ценности. И еще, мне всегда очень импонировало то, что мои еврейские знакомые, зная, что я не еврей, относились ко мне, как к своему. Так что я горжусь своим званием. (Заслуженный еврей Брайтон-Бич – А.З.). По моим ощущениям, Нью-Йорк свободен от какого-либо национализма. Национальный вопрос там решен раз и навсегда. Главное — больше денег зарабатывать, чтобы на них можно было красиво устроить свою жизнь. Вообще, Америка, и в частности Нью-Йорк, обладает огромной сдерживающей силой. Иначе бы тот латентный антисемитизм, который там, конечно же, подспудно присутствует, уже давно взорвался бы со страшной силой. Националистические выпады в свой адрес в США, где я жил около четверти века, я слышал от силы пару раз. В частности, когда я выступал в русской общине в Лейквуде, в оркестре известного саксофониста Романенко. Без ложной скромности скажу, что я пользовался там большим успехом. Некоторые завсегдатаи заведения думали, что раз я эмигрировал в США, значит, я еврей. И вот как-то раз к моему руководителю на балу подошел пьяный, весь в крестах, мужик и сказал: “Вот этого жида нам не надо”. Шеф сказал, что не может меня больше держать, и в итоге я потерял работу. Так что антисемитизм — это и в Америке не шуточки… А однажды в Нью-Йорке один еврей обозвал меня антисемитом. Он сказал мне: “В своих песнях ты негативно о евреях отзываешься”. Это был полнейший вздор. Я так был возмущен, что хорошенько поколотил его при его же друзьях… Я вообще считаю, что антисемитизм в России — явление не совсем типичное, хотя, конечно же, в отдельных случаях место имеет. Если вспомнить о том, что на концерты знаменитых евреев — Кобзона, Хазанова, Винокура, Розенбаума — приходят с цветами люди разных национальностей, то вопрос о поголовном антисемитизме русских отпадает сам собой… Категория антисемитов настолько малочисленна, что несправедливо обвинять какой-либо народ огульно в антисемитизме. Как правило, расизм, ксенофобию в России в своем подавляющем меньшинстве несут на своих копьях отдельные личности, зачастую не вполне здоровые душевно. Мне кажется, что антисемитизм — это заболевание, порождаемое нищетой и неспособностью достигнуть в жизни благополучия, благосостояния, богатства. К этому можно добавить отсутствие толерантности. В том, что сегодня национальный вопрос в России стоит довольно остро, виноваты не русские или кавказцы, сменившие на посту гонимого народа — евреев. Виновата коррупция, позволившая одним иметь все, а другим ничего. Но вообще-то я считаю, что ксенофобия — явление неоднородное. Она бывает фанатичной и осознанной. Но как в первом, так и во втором случае пусковым механизмом является отсутствие толерантности, а если еще точнее — отсутствие информированности, эрудиции. В конце семидесятых мне приходилось выступать с концертами на балах украинской общины Нью-Йорка. Так вот, там было запрещено говорить по-русски. Дирижер оркестра умолял артистов говорить только по-английски или по-украински. В противном случае весь оркестр мог лишиться этой работы… Так что, к сожалению, проявление национальной нетерпимости можно наблюдать в любой стране и по отношению к любому этносу…
* Боюсь, что пока на Земле живут люди, русофобия, антисемитизм и прочие проявления национальной нетерпимости будут иметь место. Их, конечно же, можно пытаться удерживать суровыми законами и полицейскими мерами, но это не выход из положения. Главное, чтобы люди научились слышать и понимать друг друга. У каждого государства есть своя тактика борьбы с ксенофобией. В Германии, например, издан закон, в соответствии с которым виновные в антисемитизме и национализме строго наказываются. В российском Уголовном кодексе тоже есть статья за разжигание национальной розни. Однако в силу некоторых не совсем понятных причин закон, мягко говоря, не очень эффективно работает. Я надеюсь, что по мере того как реформируется наша правовая система, в этой сфере будет все меньше и меньше проблем…
*****
Я русский и очень люблю свою нацию. Но не как националист, а как патриот, как представитель своего народа. И для меня все люди, которые живут в моей стране, должны обладать равными правами. О страшных преступлениях на национальной почве я слышу по радио и телевидению, читаю в газетах. Чтобы искоренить это зло, властям нужно провести сложную аналитическую работу и узнать, как и почему возникает эта ненависть. Тогда можно будет понять, как с ней бороться… Многие евреи делают хорошую карьеру, занимают высокие посты в правительстве, в бизнесе. Я считаю, что никакой дискриминации, как это раньше было, сегодня нет. Хотя, конечно же, есть такие люди, которые всегда будут недовольны кем-то — евреями, грузинами, чеченцами, — даже если попадут в рай. Это такая болезнь у них — завидовать и переживать, почему же у соседей все так хорошо. Вот, мол, армяне, азербайджанцы, евреи понастроили всего! Да, понастроили, а вам кто мешает? Почему вы не строите?.. . Я не еврей, но имею свое мнение. Я думаю, что здесь осталось очень много евреев, которые не собираются никуда уезжать, даже имея деньги. Они растят своих детей в лоне двух культур — еврейской и русской. Поэтому, мне кажется, еврейская культура в России будет жить и развиваться. Евреи будут здесь жить. Куда им ехать? В Израиль? Там мало работы. В Америку? Все, кто хотел, уже уехали туда. Здесь остались те, кто хочет расти, развиваться, богатеть вместе с Россией. И это замечательно, ведь ни для кого не секрет, что российские — советские — евреи создали огромный культурный пласт в музыке, кинематографе, театре. Возьмите советскую песню — большинство патриотических песен, шлягеров того времени были написаны евреями. Евреи внесли значительный вклад в развитие российской культуры и продолжают подпитывать ее… У меня аж дух захватывает, когда я думаю о том, что израильтяне постоянно, вот уже в течение почти полувека живут в окружении врагов, на пороховой бочке, которая время от времени взрывается. И я рад, что израильтяне смогли построить страну на песке — буквально из ничего выросли сказочные города, созданы приемлемые условия для жизни многих людей. Мне очень приятно, что в Израиле я стал регулярно приглашаемым с концертами артистом. Я был там более десяти раз — наблюдал за страной, говорил с людьми и писал песни. А в январе 2006 года в Тель-Авиве прошла презентация моей пластинки, которая называется «Шалом, Израиль!» Сын Ариэля Шарона неделю слушал мою пластинку, а потом через переводчика мне сказал: «Это беспрецедентный случай, когда человек нееврейской национальности, не живущий в Израиле, написал такие песни, будто он живет вместе с нами и переживает наши перипетии». Для меня это была высочайшая оценка. В мае этого года состоялась презентация диска в Москве. За этот диск я был номинирован на звание «Человек года»… Я хочу пожелать евреям России, чтобы они были оптимистами не только официально, но чтобы и в душе они тоже сохраняли оптимизм, и чтобы они, живя по соседству с любыми — русскими, татарами, украинцами, показывали пример того, как делать жизнь лучше. Самое главное — у них есть для этого интеллектуальный и энергетический ресурс. (Из интервью газете «Еврейские новости» 09.10.2006 — А.З.)
*****
Вот за это меня и любят на Брайтон-Бич и дали мне такое высокое и обязывающее звание Заслуженного еврея Брайтона. Многие, даже когда узнавали, что я русский по национальности, отказывались этому верить. Я очень люблю евреев, и не только в Америке или Израиле, а везде, и они отвечают мне на это взаимностью. И я пою песни на иврите, даже гастролируя по российской глубинке, где и понять их, в общем-то, не кому. Мне говорят там организаторы концертов, — мол, не пой это здесь, не желательно, но я ни за что не соглашаюсь изъять эти песни из программы. Не нравится? Нет проблем, я готов отменить концерт! Я не устаю повторять, насколько в своей жизни я обязан евреям. Эти люди научили меня жить на этом свете, они открыли мне многие секреты, которых я раньше не знал. Я воспел евреев в песнях, и они меня за это благодарят. Можно сказать, что я был первым автором, который легализовал само слово «еврей» в песнях. (Из интервью в еврейском интернет-клубе, 29.04. 2005 – А.З.)
Почему евреи уезжают? — Это исторический вопрос. Может быть, их там не уважают За глаза и за горбатый нос. Почему евреи уезжают? Но не в свои любимый Израиль. Их в Нью-Йорк с вещами провожают — Это рядом, десять тысяч миль! Припев: В дороге, в дороге, в дороге веселей, Мы скоро подъезжаем — а ну, давай, налей! В дороге, в дороге, в дороге веселей, Стакан стоит скучает — вина в него налей! Почему евреи уезжают? И от них в Нью-Йорке теснота. Видно, все евреи обожают Очень знаменитые места! Почему евреи уезжают? В этом есть ответ и есть вопрос. Может быть, евреев там сажают, И они решили делать кросс! Припев. Почему евреи уезжают? И бросают свой Биробиджан. Может быть, они соображают, Жить не хуже милых парижан! Почему евреи уезжают? В Монреаль, Сидней, Нью-Йорк, Берлин. В Тель-Авиве очень возражают, Что Израиль взяли как трамплин. Припев. Почему евреи уезжают? Почему и я живу не там? Почему я здесь, хотя скучаю По родным оставленным местам? Почему евреи уезжают? Каждый, впрочем, знает, почему. Может быть, друг другу подражают, А может быть, меняют день на тьму… Припев: В дороге, в дороге, в дороге веселей, Мы скоро подъезжаем — а ну, давай, налей! От пророка Моисея до сегодняшнего дня Нас судьба по свету сеет, то жалея, то кляня. (1990)
Источник: www.zelikm.com — «Евреи глазами именитых друзей и недругов»
Эх, Пожилой человек, защем бьешь себя пяткой в грудь и орешь что русский. Не стесняйся того что ты еврей, гордись этим.