Каждый народ стремится иметь свою самоидентификацию. Обычный человек не задумывается об этом, но даже и в таком случае «программа» действует на него на подсознательном уровне. У большинства народов есть древне-архаические праотцы-герои и новые, которые придают современное лицо народу.
В Америке понятие праотцев нации развито особенно активно. Вашингтон, Линкольн и другие великие лидеры, стоявшие у истоков нации, формировали самосознание американцев. Их портреты украшают денежные купюры, что также помогает «освежению» их образов в памяти (хотя сейчас с переходом на чеки и карточки купюры перестают быть столь повседневным фактором).
В еврейском народе вопрос самоидентификации стоит еще более остро. В течение почти двух тысяч лет евреи не имели своей территории и общности языка, будучи разбросанными среди других народов. И чтобы не раствориться и «дойти до финала», особенно важно было иметь фундамент.
В классическом «формате» наши еврейские праотцы представлены Торой (как самим Пятикнижием, так и мидрашами, добавляющими деталей бытию праотцев).
Мы считаемся потомками Авраама, Ицхака, Яакова, а также 12 сыновей Яакова, Моше, Аарона и Царя Давида. Характер этих героев напоминает духовное ДНК, то есть код, который разворачивается в еврейский характер.
При этом существует несколько уровней работы с праотцами.
Есть система семи нижних сфирот в каббале. Эти сфирот сопоставляются с семью праотцами: Авраамом, Ицхаком, Яаковом, Йосефом, Моше, Аароном и Давидом. И «продвинутый» еврей может смоделировать свой рост, опираясь на древо сфирот. Но даже и без этой «продвинутой» технологии мы можем черпать свои силы из характеров праотцев.
Недавно мы создали проект «Свет Авраама», чтобы в том числе и более осознанно развернуть идеи из жития Авраама, записанные в Торе.
Наши праотцы обычно совмещали по нескольку характеристик, что дает им разнообразие проявлений.
Авраам был, с одной стороны, диссидентом, а с другой — проявлением добра (хесед).
Ицхак в своем имени несет идею смеха и парадокса (Ицхак — переводится «и засмеется»). И при этом Ицхак — это строгость и суровость (гвура).
Яаков — это истина (эмет), но и хитрость (Яаков — «огибающий»), и красота (тиферет).
Йосеф — праведник (цадик), разгадчик снов и при этом выдающийся менеджер (организовал спасение Египта от голода), а также образ еврея, спасающего и помогающего другим народам.
Моше — отец пророков (то есть прямой канал от Б-га к людям), при этом вождь евреев, освободитель из рабства, а также самый скромный из людей.
Аарон — первосвященник (начальник служителей Храма), а также миротворец, воплощение эмпатии (ход), символ уважения (кавод) и красоты (нарядность одежд).
Давид — царь, полководец, при этом великий поэт (автор Псалмов) и мудрец, а также политик, объединивший колена и основавший Иерусалим.
Не менее интересный список наших праматерей и героинь.
Мы затронули самый «верхний слой» образов наших патриархов. Но каждый из сюжетов их биографий наполнен смыслами, которые также питают нашу идентификацию.
Два понимания
Следует понимать, что есть еще более плодотворная идея. Наши праотцы могут «работать» в узком и широком смысле. В узком — как фундамент для евреев. В широком — как архетипы духовного роста для любого человека, воспитанного в западной цивилизации. Недаром нашу Тору и Танах взяли как часть в христианскую Библию (текст целиком) и в Коран (в виде избранных пересказов). То есть западная цивилизация может также черпать свою силу от наших праотцев.
Интересно, что отцы-основатели Америки делали это осознанно, недаром на стенах корпусов Йельского университета над дверями можно увидеть вырезанные в камне цитаты из Торы на иврите.
Западные нееврейские мистики пытались по мере сил разрабатывать канал доступа к коду праотцев. Но они обычно знали только текст Торы/Библии. А в наших мидрашах есть гораздо более развернутые схемы. И когда мидраши были переведены с иврита, эти ключи стали доступными многим.
Сейчас под редакцией П. Полонского уже вышло на русском языке шесть томов (соответствует двум первым книгам Торы) ключевых комментариев к праотцам.
Изучая праотцев, мы можем раскрыть в себе ценные еврейские качества, которые могут помочь нашим ближним, нашей общине и даже всему миру.