В прошлом номере мы приоткрыли тему важности разнообразия в еврейском народе. Сегодня мы углубим и разовьем эту тему.
Недавно в одном из еврейских американских «мозговых центров» прошла дискуссия на тему о том, как смотреть на современное еврейское многообразие сквозь призму модели двенадцати колен.
Мы должны осознать, что Тора — это не просто собрание рассказов старины глубокой. Это также закодированное в нарратив собрание схем и моделей, которые имеют вечное значение и смысл.
Иногда схема из Торы особенно ярко проявляется в определенном поколении, и те, кто жили до этого события, даже и не предполагали, какой стороной может раскрыться Тора.
Этот процесс еще называют диалогом Б-га с человечеством и с евреями через Тору.
Б-г вместе с Моше записали глубинный текст. А потом Б-г периодически организовывал события, которые являлись проекцией Торы на наш мир. И этот процесс полон сил и при приближении к концу истории должен стать еще более интенсивным.
Согласно еврейской концепции мироздания, миру в этом воплощении отпущено 6000 лет, впереди остается только 225 лет, менее 4%. Последние 500 лет считаются финишной прямой, и чем ближе к финишу, тем интенсивнее происходят процессы, связанные со схемами Торы.
***
Вернемся к одному из ключевых архетипных сюжетов Торы.
Нашему праотцу Яакову было суждено привести в мир двенадцать сыновей.
Вначале в Торе мы видим сюжеты, посвященные самим сыновьям Яакова. Кульминацией является благословение Яаковом сыновей перед его уходом.
В следующих четырех книгах фигурируют уже двенадцать колен, потомков братьев, на «перегоне» от Египта до Святой Земли.
В книгах Танаха мы видим взаимоотношение колен в Израиле.
Десять колен отделились и создали Северное царство, были захвачены ассирийской армией, угнаны с земли и постепенно исчезли. Остались в истории те, кто заселял Южное царство: колено Йегуды, часть Левитов и в очень небольшом количестве отдельные представители колена Биньямина, которые растворились в колене Йегуды. Из 12 осталось 2 колена.
Но напомним, что Тора и Танах — это не только история, но и ключевые схемы из мира вечности.
Мы сейчас должны сформировать «двенадцать колен» внутри своего народа, чтобы полноценно выполнять еврейскую роль. Это суперважнейшая работа, потому что иначе еврейство недовыполняет свои функции.
Заметим, кстати, что человечество имеет метафизическое природное разделение на двенадцать частей. Это астрологические двенадцать знаков зодиака. Более того, очень часто каждая группа евреев считает только себя истинным носителем еврейства и смотрит искоса (в лучшем случае) на других евреев.
Напомним самый важный урок из истории сыновей Яакова.
Йосеф был тем братом, против которого ополчились все остальные братья и даже чуть не убили его, а потом продали в рабство. И именно Йосеф сначала спас Египет, затем остальной мир, а потом и всех своих братьев и возвысил их.
Мы видим, что, даже если большинство евреев не воспринимают какую-то часть народа, это не является гарантией их правоты (одиннадцать против одного).
Это, конечно, не означает, что любая еврейская причуда может быть оправдана.
Не забываем, что Йосефа учил, любил и поддерживал его Отец. Сам Йосеф назван в Торе праведником (цадиком), и он все время подчеркивал, что все его успехи идут от Всевышнего.
Йосеф представляет тех евреев, чья миссия включает спасение и духовное возвышение народов мира.
***
За последние полтора века еврейство стало интуитивно делиться на направления, при этом уходя из традиционного мира.
Согласно подходу рава Кука, изначально этот процесс шел спонтанно, так как для него не готова теоретическая база. И спонтанная активность евреев часто приносила проблемы, так как евреи пытались реализовать свои порывы волюнтаристским образом.
И учит нас рав Кук, что после первой волны спонтанных порывов должны появиться «мудрецы нового поколения», которые узреют за этим процессом Б-жественный план, создадут теорию и модели и научатся отделять Б-жественные искры от «клипот» (теневых происков).
И тогда в народе спонтанный порыв трансформируется в осмысленную и одухотворенную работу, в которой возникнет двенадцать «гвардейских (еврейских) батальонов», которые смогут принести в сложный мир решения преодоления кризиса и выхода мира на новые просторы.
Это и есть миссия евреев — быть светом для народов.