– Вопрос мой касается самоидентификации. Я знаю, что вы, евреи, считаете, что человек не может быть полуевреем или четвертьевреем. Можно быть либо евреем, либо неевреем. Но ведь это слова — и только. Допустим, вот я. Еврей я только на четверть — по маминой бабушке. Её муж, мой дедушка, в свою очередь, был русским. Другие мои дедушка и бабушка — тоже русские. Внешность у меня славянская, я чувствую себя своим среди русских, обладаю, что называется, русским характером, я родился в России и являюсь патриотом своей Родины. Но все же получается, что по вашим законам я — еврей на все 100%. Конечно, я неравнодушен к еврейскому народу, но все-таки считаю себя русским, ведь во мне куда больше русской крови, и большинство родственников — русские. Да и когда я был в Израиле в гостях, то совершенно не было чувства возвращения на Родину.
Константин, Санкт-Петербург
– Вы совершенно верно ставите вопрос, с самого начала обозначив, что речь в Вашем письме идет о самоидентификации. Правильно понимаете и суть установления еврейства. Действительно, в нашем народе нет евреев наполовину, на четверть и т. д. Человек может быть либо евреем (если его мама — еврейка), либо неевреем. Таков еврейский закон, закон Торы. Однако беспокоитесь Вы напрасно. Сам факт существования закона Торы о еврействе ни в коей мере не означает, что мы, евреи, насильно заставляем детей еврейских женщин быть евреями, чувствовать себя евреями и жить по-еврейски. Нет, это не так.
Поскольку Вы «продукт» смешанного брака Вашей бабушки-еврейки с неевреем (видимо, и Ваша мама последовала ее примеру), Вы сами можете решить, к какому народу себя причислять — к еврейскому или русскому (или в иных случаях к любому другому). И отличаетесь в контексте затронутой Вами темы от остальных неевреев в основном только тем, что у Вас есть право считаться евреем.
К примеру, если человек, у которого только папа еврей, захочет стать евреем, ему нужно для этого пройти процесс искреннего, истинного гиюра (процесс присоединения к нашему народу). Вам же гиюр не нужен, перед Вами дорога и без того открыта. От Вас, при Вашем искреннем желании быть евреем, потребуется лишь готовность встать на путь приближения к Творцу мира. Что предполагает изучение Торы, выполнение заповедей и т. п.
Впрочем, все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Представьте, живет себе человек, не задумываясь (или даже не зная), что его мать и бабушка, мама матери — еврейки. Живет, как Вы, например, в русском окружении и идентифицирует себя с русским народом. Как вдруг узнает, что быть евреем по тем или иным причинам удобно. И свидетельство о рождении матери, подтверждающее его еврейство, у него в кармане. Закон есть закон. Почему бы, если понадобилось, им не воспользоваться?
И тут возникает серьезный вопрос: можно ли в одночасье превратиться в еврея, если весь жизненный опыт, накопленный за десятилетия, связан с русским народом? Когда такой человек называет себя евреем (подчеркну: на законных основаниях) и попадает в еврейскую среду, ему многое в ней непривычно и чуждо, вызывает в нем внутренний протест. И корень его драматических проблем в самоидентификации, о которой Вы пишете. Таков удел многих «формальных евреев», рожденных в так называемых смешанных семьях.
Иная ситуация, когда у человека мама и папа — евреи. Даже если семья не живет по еврейским законам, дети в ней с малых лет знают о своем еврействе и зачастую с детства начинают ощущать, что они принадлежат еврейскому народу. Как русские — к русскому, литовцы — к литовскому и т. д.
Нет и необходимости кому-то доказывать, что Вы нееврей, оперируя данными о своей внешности и высчитывая процентное соотношение в составе крови и количество нееврейских родственников. Вы такой, какой есть. И никто не посягает и не собирается посягать на Вашу самоидентификацию.
Рав Элиягу ЭССАС
Evrey.com