На минувшей неделе исполнился ровно год со дня официального запуска «Обамакер», то есть медицинской перестройки, о которой мечтали поколения американских демократов.
Первый блин, как водится, оказался комом, сайт «Обамакер» чудовищно барахлил и был худо-бедно налажен лишь 2 месяца спустя. Он до сих пор работает с перебоями.
На днях выяснилось, что один этот сайт обошелся в 2,1 миллиарда долларов, а вся подготовка к введению новой народной медицины — в 73 миллиарда. На эти деньги можно было три раза вылечить всех незастрахованных американцев.
Но кто считает? На доброе дело не жалко. И потом у китайцев денег куры не клюют, еще займем.
В первый юбилей «Обамакер» уместно подвести итоги. Признаю, что катастрофы не произошло. Американцев продолжают лечить. Медицина не развалилась, а страховки пока не подорожали так сильно, как предсказывали.
Недаром Обама триумфально заявил на очередном фандрайзере, что «Обамакер» превзошел ожидания. «Выясняется, что в реальном мире он работает очень даже неплохо!» — с улыбкой сказал наш кормчий.
Может, и так, но до американцев это почему-то не дошло. Последний опрос агентства АР показал, что лишь 31% респондентов одобряет политику Обамы в области здравоохранения. В районе 60% с удовольствием от «Обамакер» избавились бы.
Хуже того, от обамовской перестройки прячутся перед выборами в кустах даже многие политики-демократы, хотя это их фракция протолкнула «Обамакер» без единого республиканского голоса.
Согласно исследованию либерального Брукингского института, лишь 36% кандидатов партии на ноябрьских выборах публично поддерживают медицинскую реформу. То есть в ее поддержку отказывается открыто выступить подавляющее большинство активистов породившей ее партии.
Идея реформы в том, чтобы медицинская страховка была у всех американцев. На начало месяца на «Обамакер» записались в общей сложности 7,3 миллиона американцев. То есть записались 8,1 миллиона, но 800 тысяч из них либо перестали платить за свою новую страховку, либо и не начинали.
Неясно также, сколько из тех, кто купил новую обамовскую страховку, имели страховку до реформы и просто поменяли ее на новую.
Но предположим для круглости, что благодаря «Обамакер» медстраховкой обзавелись 8 миллионов человек. Примерно половина из них просто получила «Медикейд», то есть бесплатную страховку для бедных, за которую платим мы, налогоплательщики.
То есть, говоря эмигрантским волапюком, они влились в ряды вэлферовцев. Число пациентов, таким образом, резко увеличилось, а число врачей, медсестер и больниц — нет. Как мы и предсказывали, это привело к очередям.
Как писала недавно «Нью-Йорк таймс», горячая сторонница «Обамакер», записи к врачам, принимающим «Медикейд», теперь подчас ждут месяцами. Такого американцы до сих пор не знали.
На днях я ходил на томографию, то есть CAT-scan по-американски. Мне сделали ее на следующий же день. В Канаде, я слышал, на эту процедуру записываются за несколько месяцев. То есть реформа пока загубила у нас не все.
Но быстро такие вещи не делаются. Еще загубит. Дайте только срок. Будет вам и белка, будет и свисток.
После чудовищных трат и болезненной ломки привычного уклада жизни число незастрахованных американцев почти не изменилось и, по разным оценкам, превышает 30–40 миллионов человек. То есть гора родила мышь.
Беда в том, что гора из чистого золота. Подсчитано, что в следующие 10 лет «Обамакер» обойдется более чем в 2,5 триллиона долларов. Половину этой суммы составят новые налоги. Другую половину мы, как водится, возьмем в долг. Нам не привыкать.
Агитируя американцев за реформу, Обама неоднократно заверял: «Если вам нравится ваша нынешняя страховка, то вы ее сохраните!»
На самом деле своих старых страховок лишились примерно 6 миллионов американцев, поскольку их страховки не отвечали требованиям «Обамакер». Ну не оплачивали иглоукалывание или противозачаточные старикам.
Начинается вторая стадия реформы, и на ней страховок лишится еще много народу. Как я говорил, вышло лучше, чем я ожидал. Но ненамного.