В субботу, выпадающую, как и в прошлом году, на второй полупраздничный день Суккота, мы читаем не очередной недельный раздел, а другие отрывки из Торы, специально подобранные для этого семидневного праздника.
Суккот известен своими двумя главными символами. Это сукка, специальный шалаш с жидкой кровлей из веток, в котором полагается жить всю праздничную неделю, и четыре растения, которые держат в руках во время утренней молитвы.
Однако последний, седьмой день этой недели отличается от других дней Суккота. Этот день называется Ошана Раба. Уникальность его состоит в том, что он обладает признаками как полупраздника, так и полноценного праздника…
Сказал Б-г нашему праотцу Аврааму: «Я неповторим, и ты неповторим. А потому Я дам твоим потомкам особый неповторимый день, один-единственный в году, который искупит их грехи». Этот день — Ошана Раба.
Одно из имен Б-га, которое Он раскрыл Моше Рабейну у несгорающего куста, — Эхье («Я сущий, который пребывает вечно — Эхье ашер эхье», кн. Шмот, 3:14). Гематрия этого имени (числовая сумма букв) — 21. Цифра 21 наполнена глубоким смыслом. Авраам родился в 21-м поколении, считая от первого человека Адама.
Ошана Раба отмечается в 21-й день месяца тишрея. Если помножить 21 на 21, то получится 441 — число, соответствующее гематрии «эмет» — «правда». Наверное, поэтому Б-г сделал Ошана Раба заключительным днем продолжительного суда, начинающегося в Рош Хашана и достигающего своего апогея в Йом Кипур.
Ошана Раба называется «йом хитум» — «день печати». Нет, это не тот День печати, который помпезно отмечался 5 мая в бывшем СССР и который точнее было бы назвать Днем прессы, советской прессы, «самой честной и объективной в мире». Ну как же не честной, если ее главная газета называлась «Правда»?!
Нет, у нас «йом хитум» — это день, когда судебный приговор Небес скрепляется завершающей печатью Всевышнего. И что же выведено на этой печати? Эмет — тоже правда, но без кавычек, настоящая Правда.
Цифру 21 можно сложить и по-другому в месяце тишрее. Йом Кипур выпадает на 10 тишрея. Через 5 дней начинается Суккот, а еще через 6 дней отмечается Ошана Раба. 10 плюс 5 и плюс 6 — получается 21.
«Потому что без воды…»
Итак, в последний день Суккота, в Ошана Раба, Б-г утверждает свой приговор человечеству печатью правды, даруя нам жизнь и… воду. Ведь жизнь и вода неразделимы. Без воды нет жизни. Так же и в духовном смысле — Всевышний дает людям жизнь и Тору, которая часто сравнивается с водой.
Символом воды в Ошана Раба считаются аравот — ветви речной ивы, которые входят в букет из четырех растений — «арба миним», используемых во время Суккота. В Ошана Раба берут пучок из пяти аравот и обивают им пол во время чтения специальных молитв, призывающих Б-га дать больше воды наступающей зимой.
Эти ветки называют также «ошанот», от восклицания «Ошана на!» («Спаси, пожалуйста!»), которое молящиеся евреи повторяют все семь дней Суккота, обходя во время молитвы биму — возвышение с вынесенными свитками Торы, и держа в руках четыре растения. Шесть дней делают по одному кругу вокруг бимы, а в седьмой день — семь кругов. Отсюда и название этого дня — Ошана Раба — Большая Ошана.
«Ошана на» можно также интерпретировать как «Спаси пятьдесят один». Слово «на» — «пожалуйста» — состоит из букв «нун» и «алеф», чья гематрия — 51. Это намек на 51 день от начала месяца элула, с которого ведется отсчет периода раскаяния и «грозных дней», и до Ошана Раба.
Одна из главных особенностей Ошана Раба — продолжительные молитвы, многие из которых читаются только в этот день и не имеют аналогов в молитвах других праздничных дней. Кроме того, хазан, ведущий молитвы, носит китель (белый халат), как в Рош Хашана и Йом Кипур, что опять-таки соответствует уникальному статусу Ошана Раба в еврейском календаре как финалу многодневного Суда.
Обещано — сделано
Когда стоял Храм, ни в один другой день года не приносили в нем так много жертв, как в Ошана Раба. Дело в том, что Ошана Раба был последним днем, позволявшим избежать нарушения запрета «бал теахер» (откладывание жертвоприношений после трех праздников месяца тишрея). Поэтому многие люди использовали последнюю возможность, чтобы выполнить свои обязательства перед Б-гом.
Мудрецы Талмуда учили нас также, что Всевышний задерживает дожди в наказание за нарушение клятв и обетов. Не случайно поэтому, что молитвы о дожде читались именно в Ошана Раба, сразу после того, как молящиеся выполняли свои обещания — приносили в Храм жертвы.
Когда евреи держали слово, принося обещанные жертвы, Б-г посылал им в награду дожди, действуя по классическому принципу «мера за меру». «Вы исполнили обещанное, — как будто говорит Всевышний, — и Я выполню свое обещание — дам вам живительные дожди».
В Торе слова, речь сравниваются с дождем, например в Книге псалмов (Теилим): «Глас Б-га — на воде». Или как в начальных стихах предпоследнего раздела Торы «Аазину», который мы читали две недели назад: «Польется как дождь учение Мое, будет струиться как роса речь моя, как мелкий дождь на зеленый покров и как капли на траву» (Дварим, 32:2).
Однако слова — это обоюдоострое оружие. Их можно использовать не только на благо, но и во зло. Один из тягчайших и самых распространенных грехов — «лашон а-ра», дословно «злой язык» — ложь, клевета, сплетни и обычное пустословие. Мудрецы говорят, что именно «лашон а-ра» вынуждает многих из нас предстать с повинной перед Небесным судом.
Продолжительные молитвы в Ошана Раба, как и в другие «грозные дни», помогают искупить, исправить этот грех. Они необходимы нам, чтобы нейтрализовать ущерб, который мы, порой сами того не замечая, наносим своим злым языком себе и другим людям.
От высокомерия — к раздорам
Из всех человеческих пороков еврейская традиция особенно решительно осуждает высокомерие, заносчивость, когда простак хвастается своей силой, когда благочестивый гордится своей праведностью, а мудрец говорит, что достиг знаний благодаря собственному упорству и личным способностям. Такие настроения отсекают человека от корня жизни, уводят от понимания того, что всеми своими достижения он обязан только Б-гу.
Опыт показывает, что высокомерие неизбежно ведет к раздорам. Высокомерный гордец хочет утвердить свое превосходство, добиться привилегий и славы за счет ближнего. Б-г ненавидит раздоры между евреями. Ему больно видеть их взаимную неприязнь, переходящую в ненависть, как отцу невыносимы конфликты между детьми.
В дни Суккота в еврейском обществе устанавливается полное равенство. После Йом Кипура, когда народ Израиля очищает свои души и тяга к пороку теряет власть над ним, между евреями сметаются все границы, в их отношениях устанавливаются гармония и взаимная приязнь. Каждый еврей, каким бы ни было его имущественное и социальное положение, живет в сукке, хрупком шалаше под сенью Шехины — Б-жественного Присутствия. Каждый выполняет заповедь «арба миним», возносит букет из четырех растений, которые символизируют разные категории людей и одновременно их единство.