Тишина

5035abba3e28082146225bb2f30Но внезапно мерещится
явственно мне
чей-то голос в надмирной
глухой тишине.
Он с волшебной и дивной
звучит высоты.
Он исполнен святой,
неземной красоты.
Он и пение, и, вместе с тем –
разговор.
Знаю, чувствую я:
это мне приговор.

Зиновий Коровин

Более двух недель я не писал ни строчки. Возникали какие-то мысли, идеи, но тут же утихали. Так морская волна, обдавая брызгами соленой воды, сразу уходит обратно в пучину.

Я не расстраивался. Свое творчество считаю целиком подарком Обладателя голоса. Мои песни и рассказы – это молитвы, реакции на подслушанные в глубокой тишине Его пение и разговоры.

Обычно новые сюжеты возникают в результате новых встреч, новых разговоров, событий. Но на этот раз все произошло по-другому. Своего героя я знаю уже 14 лет. И не только ни разу не пытался написать о нем, но наоборот – честно себе признался, что никогда не смогу написать даже строчку о своих антиподах.

В последние годы мы несколько раз перекидывались с ним парой ничего не значащих фраз.

Пора заканчивать вступление. Я хочу написать о руководителе организации «Толдот Йешурун» раве Аврааме Коэне. (Если в этот момент вы прочтете другую фамилию и организацию, то в этом виновато бдительное око моего редактора. Он больше меня боится, чтоб я никого не обидел).

Начну со знакомства. Четырнадцать лет тому назад у меня возникли проблемы в своей ешиве. Мне посоветовали обратиться к реб Аврааму с просьбой помочь найти напарника по учебе и оплатить наши занятия. Он удивился, почему я, живя в Ар Нофе – аристократическом районе – нуждаюсь в помощи. Но мою просьбу удовлетворил. Правда, в моей ешиве к тому времени все стабилизировалось и мне его любезность не понадобилась.

Единственная причина, по которой рав Авраам в дальнейшем проявлял ко мне глубокий интерес, была связана с моими успехами в сватовстве лет 10-12 тому назад. Рав Авраам около двух лет неоднократно предлагал мне выполнять эту функцию в его организации. Так сказать, короноваться на роль «главного сводника» (в смысле шадхена). Я спрашивал совета своего раввина и он не рекомендовал мне соглашаться. Но однажды мой раввин мне заявил: «Я тебе не запрещал. Ты сам не хотел. Если тебе угодно – соглашайся». В итоге я подумал и окончательно отказался.

Я много допускал в жизни ошибок. Но иногда мне кажется, что это была самая большая; а впрочем, не уверен. Может, все правильно. А размышления о собственных ошибках без возможности (и желания) что-либо изменить не только бессмысленны, но и вредны.

Теперь попытаюсь объяснить, что толкнуло меня на написание этой статьи. Мы с моим другом редактором-поэтом Арье Юдасиным стали учить совместно «Пиркей Авот».

Есть мишна раби Меира: «Сокращай свои торговые занятия и занимайся Торой, и будь смиренным перед каждым. Если ты пренебрегал Торой, то для тебя найдется много поводов пренебречь ею, а если ты трудился над Торой, у Него есть огромная награда, чтобы дать ее тебе». Комментарий Маараля из Праги на нее дал нам пищу для размышлений. Первая же фраза раби Меира вызывает желание сказать что-то типа: «а Тургенев уже умер».

Это же совершеннейший банал! Разве у любого верующего человека тут есть вопрос? По крайней мере, теоретический.

Но… Маараль объясняет: «Иногда люди сокращают свои торговые занятия из-за того, что они слишком для них тяжелы. Или от лени. А если они в это время занимаются Торой, то это значит, что они отказались от дел этого мира не из-за любви к Торе». Есть люди, успешные в бизнесе, им нравится их профессия. И если они сокращают свои занятия и дела этого мира ради Торы, то они становятся достойными ее.

Много лет тому назад я спросил Хаву Куперман, дочку рава Ицхака Зильбера: «Как случилось, что рав Авраам стал руководителем Толдот»? Тогда я еще не знал, что первое время он вкладывал в организацию свои кровные, заработанные в России деньги — а это явно не всякий сделает. Хава ответила кратко: «Это был папин выбор».

Теперь Маараль открыл мне глаза. Для небесной помощи нужно, чтобы человек для учебы или организации учебы отказывался от успешных дел этого мира. Рав Ицхак это знал, а я не догадывался.

Впрочем, есть и земные причины. Рахель, выбирая себе мужа, а нашему народу и двухтысячелетию – главу, в качестве основного критерия выбора увидела умение Акивы быть хорошим управляющим. Ведь только человек, у которого порядок в собственной душе, способен управлять другими людьми.

Теперь, перед Йом Кипуром, я попытаюсь честно разобраться, почему у меня функционеры вызывали негативную реакцию. Из-за этого даже пришлось значительно переделывать пятую книгу — «Песня моря».

Вероятно, это связано с моим недостаточным умением быть смиренным перед каждым. Перед мудрецами Торы у меня это качество присутствует. А что со смирением перед всеми? Впрочем, это уже другие мишны, от рабби Ханины бен Доса, от рабби Ишмаэля, от Гиллеля…

Продолжим изучение комментариев Маараля. Моше Рабейну удостоился получения Торы и права передачи ее всему человечеству, потому что был скромнейшим из всех живущих на земле людей. Все-таки – что такое смирение перед всеми? Я не понял второе высказывание в мишне. Попросил разъяснить учителя. Он ответил: «Если ты в каких-либо качествах превосходишь кого-то, то думай, как Моше Рабейну, что тебе это дал Б-г. Кроме того, возможно, ты не замечаешь достоинств других людей, потому что у тебя их нет. Ведь мы, как в зеркале, видим в окружающих свои недостатки». Я думаю, и достоинства.

Именно отсутствие смирения не позволяло видеть мне достоинства антиподов и мешало моим взаимоотношениям с ними. А качество смирения помогало раву Аврааму Коэну два года подряд обращаться ко мне с предложениями о сотрудничестве. Кстати, он своим упорством привлек для работы в своей организации лучших лекторов русскоязычной общины.

Что же сделало «идеальным менеджером» раби Акиву? Именно скромность. Заключавшая, в частности, в том, что он, в отличие от других работников, справлял естественную нужду вдали от людских глаз. И эта скромность была другим аргументом в выборе Рахели.

Наконец, главное. Если ты трудился над Торой, у Него есть огромная награда. Ведь изучение Торы – это не просто одна из заповедей. Она столь же значима, как все заповеди вместе. Одно слово Торы стоит всего мира. Поэтому человечество приобрело благодаря «Толдот Йешурун» множество миров. А это величайшая награда.

Какой же главный вывод я должен сделать для себя перед Йом Кипуром? «Никогда не говорить никогда»!!!

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Марат Левин

Израиль
Все публикации этого автора