В первых числах сентября ракета «Hellfire», запущенная с американского БПЛА уничтожила Ахмеда Али Годане, известного также под именем Мухтара Али Зубира, эмира, возглавлявшего территории, подвластные террористическому движению «Аш-Шабаб» в Сомали. Свой пост Годане занимал с 2008 г., с тех пор, как в подобной воздушной атаке был уничтожен его предшественник Муаллим Аден Хаши Айро.
Новым эмиром «Аш-Шабаб» стал один из приближенных Годане, сторонник жесткой линии Ахмад Омар, известный как Абу Убейда.
Социализм, он и в Африке социализм
Республика Сомали возникла в 1960, когда две бывшие колонии Африканского Рога на побережье Индийского океана – британская и итальянская были объединены в одно независимое государство. Почти сразу, страна наладила тесные связи с Советским Союзом, плавно переросшие в 1969 в военный переворот и провозглашение курса на социализм с исламским уклоном.
После этого отношения с СССР, как и было задумано, стали ещё более интимными. Взамен получения военно-морской базы на побережье Индийского океана в Бербере, Советский Союз обеспечивал Сомали военную и экономическую поддержку. Это позволяло стране, непрерывно балансирующей на грани массового голода, развивать объявленный новый курс, в основном, заключавшийся в предъявлении территориальных претензий соседним государствам – Эфиопии, Кении и Джибути (в те времена — Французской территории афаров и исса).
В конце концов, в 1977 осмелевшая Сомали неожиданно напала на Эфиопию, также ставшую в тот момент сателлитом СССР. Москва была вынуждена отказаться от поддержки одной из сторон. Ставка была сделана на Эфиопию, благодаря советским поставкам оружия и кубинским военным формированиям, разгромившей оставшегося без покровителя противника.
После этого в Сомали наступила гражданская война с попеременным участием всех окрестных государств, не прекращавшаяся уже больше никогда. Сомали погрузилась в анархию и, по сути, перестала существовать как целостное государство.
Огромная страна, занимающая больше 630 тысяч квадратных километров (столько же, сколько занимают Франция, Нидерланды и Бельгия вместе взятые) развалилась на множество непрерывно воюющих между собой независимых и полузависимых территорий.
К началу 2000-х двумя основными силами, противостоящими друг другу стали Переходное Федеральное правительство Сомали, получившее международное признание и Союз Исламских Судов, подчинивший себе большую часть юго-запада страны. Первые, пользуясь политической поддержкой США и ООН, военной помощью Африканского Союза и вмешательством соседних Эфиопии и Кении в 2006 сумели разбить противника.
На руинах разгромленной организации, оставшиеся исламские боевики перешли к тактике партизанской войны и сформировали «Молодежное движение моджахедов» — «Харакат аш-Шабаб аль-Муджахидин» или попросту «Аш-Шабаб».
Слоны вместо нефти
Идеология «Аш-Шабаб» была проста и непритязательна – священная война (джихад) против «врагов ислама» во имя установления шариатского закона в Сомали и далее везде.
Поддерживаемая соседней Эритреей и Сомалилендом – отколовшейся от Сомали северной части государства, организация сумела к концу 2010 года подчинить себе практически весь юго-запад страны.
К первоначальному ядру, состоявшему из нескольких тысяч человек стали присоединяться террористы со всего мира, и численность организации достигла почти 10 тысяч человек. Сторонников из местной несовершеннолетней молодёжи, составляющей согласно некоторым источникам большую часть солдат организации, «Аш-Шабаб» рекрутировал с помощью написанных в западном стиле музыкальных клипов с идеологическими вставками, эксплуатируя чувствительную к ритмам африканскую эстетику.
За отсутствием достаточного количества разведанных запасов энергоносителей, организация «Аш-Шабаб», нуждающаяся в деньгах, занялась добычей слоновой кости, истребляя ежегодно десятки тысяч слонов, вместе с охраняющими их егерями. Контрабандная продажа отпиленных слоновьих бивней в Китай, приносит организации порядка полумиллиона долларов ежемесячно.
К 2010 совместные усилия Эфиопии, Кении, Африканского Союза и авианалетов США выбили «Аш-Шабаб» из большинства городов. Однако даже ослабленное и потерявшее до трети боевиков движение сумело сохранить значительные позиции в сельской местности, откуда продолжило свою деятельность.
В 2011 движение, уберегая подданных от «тлетворного влияния», запретило западным гуманитарным организациям помогать населению во время засухи. Это ожидаемо привело к голоду и потере поддержки среди населения. Другим аналогичным фактором стала активная борьба придерживающегося ваххабитского ислама «Аш-Шабаб» с суфийскими тенденциями большинства сомалийцев. А в начале года «Аш-Шабаб» запретил на своей территории Интернет.
Помимо распространения шариата в подчиненных областях, «Аш-Шабаб» занялся продвижением собственной концепции за пределами Сомали. Именно они организовали теракт в столице Уганды Кампале в 2010, где погибло 76 человек и в торговом центре в столице Кении Найроби в 2013, где погибли 61 человек и более 300 были ранены или пропали без вести.
Весной нынешнего года, один из лидеров «Аш-Шабаб» пообещал продолжить джихад в Кении и Уганде, а затем и в США.
Еще в 2012, генерал Картер Хэм, командующий Африканским командованием вооруженных сил США сообщил, что три основных африканских филиала «Аль-Каиды» — «АКИМ» в северной Африке, «Боко-Харам» в Нигерии и «Аш-Шабаб» в Сомали координируют свои действия, используя совместные средства, ресурсы и тренировки.
Тогда же состоялось официальное присоединение «Аш-Шабаб» к «Аль-Каиде». Выступив в совместном заявлении с Айманом Завахири, преемником Бин Ладена, Годане обязался подчиниться лидеру «Аль-Каиды». Впрочем, по мнению экспертов США, сотрудничество с «Аль-Каидой» началось в Сомали ещё в 90-х прошлого столетия.
Старший брат халифата
История движения «Аш-Шабаб» продолжающего терроризировать Африканский Рог, возможно, способна подсказать тенденции развития ситуации и в Месопотамии.
Территория, которую контролировало движение в период своего расцвета, достигала примерно 100 тысяч квадратных километров – почти столько же, сколько сейчас занято боевиками халифата. Да и по количеству штыков тогдашний «Аш-Шабаб» лишь на треть уступал нынешнему «Исламскому государству».
Боле того, финансовое положение «Аш-Шабаб» куда хуже, чем у «Исламского государства», поскольку за месяц на слоновьих бивнях они зарабатывают меньше половины от того, что имеет халифат от продажи нефти в день.
Тем не менее, даже совместные атаки Африканского Союза и авиаподдержка США не сумели добиться успеха. «Аш-Шабаб» не только не был уничтожен, но и перенес террор за пределы Сомали.
Это оставляет немного оптимизма сегодняшним надеждам победить ИГИЛ с помощью тех же авиа атак и поддержки курдов на востоке Ирака. Тем более, что у коалиции против «Исламского государства» нет реальной силы для сухопутных операций.
Искоренение исламского террора, вероятно, возможно лишь с иссушением источников финансирования и идеологической поддержки. Однако до тех пор, пока страны, спонсирующие джихад, являются легитимными членами международного сообщества и даже участниками «антитеррористических операций», а мэйнстрим ислама благоволит к насилию, вряд ли это станет реальностью.
Автор — Александр НЕПОМНЯЩИЙ