«Убежденный в своем величии… Владимир Путин внезапно обнаружил, что кто-то над ним просто смеется… А для преисполненного имперской спесью сатрапа смех — это самый серьезный вызов», — пишет Павел Вроньский в популярной польской Gazeta Wyborcza по поводу неимоверно смелой и вызывающей художественной акции в центре Москвы, когда звезда на шпиле сталинской высотки была окрашена в цвета украинского флага.
С автором приведенного высказывания нельзя не согласиться в том, что насмешка представляет для сатрапа серьезный вызов, но с учетом особенностей этой личности и обстоятельств развязанной им войны я не стал бы преувеличивать силу смеха в этой художественной акции — в ней скорее не смех, а отчаяние — хохочущих над Путиным в Москве не видно. А вот другое действительно смешно: масса вооруженных Россией людей с танками и прочей бронетехникой, «Градами», «Ураганами» и «Корнетами» на глазах у Запада движется войной на территорию суверенной Украины, а Россия устами ее официальных представителей это категорически отрицает. Это ли не насмешка? Это ли не издевательство? Это ли не плевок в лицо, от которого современным Чемберленам и Даладье не отмыться?
«Возможно, — продолжает автор польской газеты, — это событие заставит Путина осознать, что этот абсурдный акт удивительным образом созвучен тому, что он делает на Восточной Украине. Ведь он развязал самую бессмысленную войну XXI века, которую он проигрывает, хотя еще, видимо, не отдает себе в этом отчет. Чего он добьется аннексией части Донбасса после аннексии Крыма? Вечной ненависти украинцев? Изоляции в мире?»
Чего он добьется, не знаю. Однако того, чего хочет добиться, пока добивается. Например, с так называемым гуманитарным конвоем. Не таким уж он был гуманитарным. Он был пробной авантюрой, в общем оказавшейся успешной. Во-первых, удалось вовлечь в нее незадачливых простаков из ОБСЕ и Международного комитета Красного Креста, которых использовали, потом обманули. Во-вторых, легко проткнули границу, ни с кем ничего не согласовав и продемонстрировав всему миру презрение к международному праву. Для чего? А чтобы показать превосходство силы. В-третьих, конвой на обратном пути увез в Россию оборудование украинских военных заводов, заранее демонтированное и подготовленное ее агентурой к погрузке в подошедшие КамАЗы. Согласно плану объявленного Путиным импортозамещения. Успех первого конвоя вдохновил его организаторов на уже обещанное повторение, так что в Москве довольны и над скептиками посмеиваются.
Очередной удачей Путина явилось привлечение высокопоставленных представителей Евросоюза к участию в проходившем в Минске
саммите лидеров стран Таможенного союза. Какое отношение к Таможенному союзу России, Беларуси и Казахстана имеет Кэтрин Эштон, бесславно заканчивающая каденцию верховного представителя ЕС по внешней политике и безопасности? Никакого абсолютно. Но она оказалась полезной Путину тем, что к саммиту был притянут президент Украины Порошенко. Тому в ходе совместного фотографирования пришлось пожать руку Путину. Многие в Киеве считают, что президенту Украины не следовало идти на встречу с «циничным агрессором» (по выражению бывшего министра обороны Гриценко). Но куда ж ему деться, коль Европа зовет договариваться?
А почему Европа зовет договариваться? Потому что сама в проблемах и боится новых, которых ей вообще-то все равно не избежать, так хочется хотя бы отсрочить — авось, Украина с Россией найдут какой-то компромисс. Но в Отечественной войне, которую в День независимости Украины объявил ее президент, компромисса быть не может, тем более что и Россия ни к каким компромиссам не стремится.
Переговоры в Минске ни к чему не привели. Да никто из экспертов пользы от них и не ждал, ибо на какой-либо сдвиг в позициях сторон надежды не было. Россия накануне минской встречи продемонстрировала неизменность своего жесткого курса организацией массированного контрнаступления своих сил на позиции украинской армии. Украина, изо всех сил сопротивляющаяся российскому вторжению, от курса на евроинтеграцию, очевидно, не откажется. В этом отношении ни угрозы Путина, ни их подкрепление уговорами других участников Таможенного союза изменить позицию Украины не могли.
Для Европы, организовавшей этот сомнительный саммит, он предстал разочарованием и уроком на будущее, чтобы впредь не полагаться на иллюзии. Зато Путина в России он еще более укрепил и возвысил — в Кремле его, наверно, поздравляли с очередной победой, посмеявшись и над «европейскими недоумками», и над заокеанскими «пиндосами», и над «украми».
Заглянул я на днях в «Литературную газету», в давние времена респектабельную, ныне опустившуюся до рептильности. «В последние дни, — читаю там в рубрике «Политика. Злоба дня», — давление Запада на Россию усилилось по всем направлениям. На нас обрушивают бесчисленные санкции, тут же следует решение Гаагского суда о выплате $50 миллиардов акционерам ЮКОСа, в гибели “Боинга-777” обвиняют уже не ополченцев, а Россию и персонально её президента… Угол атаки поменялся, и Запад даёт нам понять, что их не устраивает лично президент Путин. Слово — известному писателю и общественному деятелю Святославу Рыбасу».
Представленный газетой общественный деятель, обратившись к «исторической ретроспективе», первым делом коснулся империи и восславил Сталина, «поднявшего Советскую Россию на небывалую высоту», затем перешел к современности: «В этом смысле Владимир Путин следует давно предназначенным путем и понимает это. Вот строки из его Послания Федеральному Собранию 18 марта 2014 года: “У нас есть все основания полагать, что пресловутая политика сдерживания России, которая проводилась и в XVIII, и в XIX, и в ХХ веках, продолжается и сегодня. Нас постоянно пытаются загнать в какой-то угол за то, что мы имеем независимую позицию, за то, что её отстаиваем, за то, что называем вещи своими именами и не лицемерим.
Но всё имеет свои пределы… Россия оказалась на рубеже, от которого не могла уже отступить. Если до упора сжимать пружину, она когда-нибудь с силой разожмётся”».
«И пружина стала разжиматься, — пишет автор «ЛГ». — Соответственно упёрлась во всё возрастающее противодействие». «Это было ожидаемо», — констатирует он. И снова цитирует Путина: «Мы явно столкнёмся и с внешним противодействием, но мы должны для себя решить, готовы ли мы последовательно отстаивать свои национальные интересы или будем вечно их сдавать, отступать неизвестно куда. Некоторые западные политики уже стращают нас не только санкциями, но и перспективой обострения внутренних проблем». Заканчивается статья многозначительно: «Основная угроза сегодня исходит не только от Вашингтона, но и от самой Москвы. Это угроза раскола внутри правящей элиты. Поэтому удар направляется на Путина».
Что касается угрозы Путину от Москвы, то она сомнительна. От Путина Москве она более реальна, хотя пружина общественного недовольства тоже болезненно сжата. Раскол внутри правящей элиты, по-видимому, имеет место, но чтобы стал угрозой Путину — это под вопросом. Что-то, возможно, в элите проклевывается, раз газета заговорила.
Теперь о той пружине, которая, по словам Путина, с силой разжимается. Справится ли Запад с этой силой? Придержит ли он российскую пружину или сам под ее давлением поддастся? Знакомые с техническими понятиями упругости и релаксации напряжений (а в области межгосударственных отношений они аналогичны) отметят, что напряженное состояние зависит не только от величины действующих сил, но и от времени, прошедшего с момента их приложения. С ходом времени напряженность убывает, и о Крыме в прессе все меньше упоминаний. Поэтому важно осознать, на кого играет время.
На сегодня можно сказать, что время играет на Россию, вернее — на Путина, который ею правит. Сила солому ломит, и аппетит приходит во время еды. Вряд ли он удовлетворится двумя областями Украины. Ему вся Украина нужна. И не только Украина. А Запад, кажется, прогибается. Вот уже и сам заговорил о федерализации Украины. Между тем самозваный лидер «Новороссии» Пушилин, выступая на пресс-конференции в Москве (уже после того, как Путин в Минске пообещал содействие мирным переговорам сепаратистов с Киевом), заявил, что федерализация уже неприемлема — только полная независимость от Украины. Ясно, что это не самодеятельность назначенца, а такая у него теперь установка от кремлевской инстанции.
Средством воздействия на Кремль в гораздо большей степени, чем суета в структурах НАТО и ООН, остаются экономические санкции. Прекрасно, что сразу после Минского саммита правительство Швейцарии, «учитывая события на Украине», приняло решение о дополнительных мерах, направленных на предотвращение маневров России в банковской сфере в обход международных санкций. Это было необходимо, но недостаточно.
Санкции следовали за событиями как наказание за них, а должны еще работать на опережение, превентивно, то есть предупреждать недопустимые события. Прибегая к терминам механики, скажу, что санкции надо перевести из статики в динамику, они должны быть в движении и нарастать до тех пор, пока не достигнут цели, пока у Кремля не иссякнет охота над ними посмеиваться, продолжая и развивая агрессию.
Как говорится, хорошо смеется тот, кто смеется последним. Задача, конечно, не в том, чтобы хорошо посмеяться, а в том, чтобы силами цивилизованного Запада поскорее и безотлагательно остановить безумие, способное завести мир в опасное военное противостояние.
Даже Госдеп США признал, что никаких признаков присутствия российских военных и систем вооружения на Украине не выявлено. Смеяться никому не запрещено, а вот к чему это приведёт? Польше её смех в истории всегда выходил боком…. Так что неизвестно чем закончится ещё эпизод с самолётом Шойгу…. Полякам ведь тоже приходится летать над территорией РФ
Исаак, вы могли бы привести источник, где США не признали российское вторжение в Украину? Вы, кажется, угрожаете Польше? Поляки летели в Москву , если помните, несколько лет назад. Руские сбили самолет под Смоленском.
Не смешно , Исаак.