В некоторых кругах решающим фактором поражения Наполеона в кампании 1812 года (и вообще) считают то, что против него выступил р. Шнеур-Залман, он же Алтер Ребе, основатель хасидского движения Хабад. Существуют разные мнения о причинах того, что им было принято именно такое решение, тогда как в кругах польских хасидов, к примеру, господствовало сочувственное отношение к Наполеону. Во всяком случае Алтер Ребе убеждал своих последователей помогать русской армии и жертвовать на нужды войны, рассылал разведчиков для сбора сведений о передвижениях французов, и когда те подошли к Лядам, шестидесятилетний Алтер Ребе покинул свой город вместе с отступающей русской армией, после чего его семья долгое время скиталась по России. Сам Алтер Ребе умер в этих скитаниях в начале 1813 года.
Среди хасидов Хабада широко известна история о том, как Алтер Ребе послал своих слухачей подслушать и запомнить песню, которую поют марширующие французские солдаты. Когда это поручение было исполнено, Алтер Ребе стал напевать доставленную ему песню в кругу своих хасидов. Он объяснил, что тем самым экспроприирует у французов духовную искру (ницоц), или жизненную энергию, позволяющую им одерживать победы. Так оно и вышло: хабадники стали петь «марш Наполеона», Наполеон проиграл войну. Обычай петь «марш Наполеона» в Йом-Киппур, в заключительной части молитвы Неила, до сих пор принят во многих общинах Хабада.
Здесь та же мелодия в инструментальном исполнении:
Мне все это вспомнилось в связи с фантастической популярностью, которую приобрела в Израиле песня, сработанная хамасниками на иврите и запущенная ими в эфир по ходу нашей последней, на данный момент, войны. Иврит у них очень школьный, смешно сочетающий далекие друг от друга стилистические регистры, а содержание… про содержание можно сказать, что оно объективно отражает их уровень представлений о нас, о войне с нами и о том, чтó может произвести на нас впечатление. Представления таковы, что израильтянам бывает трудно поверить в то, что эта песня была всерьез, что ее в самом деле произвели хамасники, рассчитывавшие оказать с ее помощью подавляющее воздействие на нашу психику. Так, моя младшая дочь была искренне уверена в том, что это с самого начала была чья-то шутка, пародия. Короче, песня производит гарантированно комический эффект, на который вряд ли рассчитывали ее авторы.
В Израиле она породила множество кавер-версий в самых разных стилях (клейзмер, рок, a cappella и пр.), под нее танцуют на свадьбах и просто так, без специального повода, на улицах Тель-Авива, ее накладывают на кадры известных мультфильмов, используют как звуковую дорожку при создании домашних клипов. Никто этим процессом не управляет, никаким духовным авторитетом он не был санкционирован, и мне пришло в голову, что народный гениус интуитивно воспроизвел в данном случае рецепт Алтер Ребе относительно экспроприации «искры».
А одна из кавер-версий получилась просто роскошной. Я ее уже выставлял, но не поленюсь еще раз:
https://www.youtube.com/watch?v=fij-YGdzuaQ
Жена только скажет что-то не так, я ей сразу: את גם ציונית וגם שקרנית. Несколько лет назад из сериала Lost позаимствовал «Как скажешь, блондиночка», а теперь вот это.
Автор — Якир МАМЛАЛЬ (yaqir_mamlal)