На экранах Бостона прошел документальный фильм о еврейском гетто в Шанхае. Фактически это был район, где японские власти предоставили возможность жить немецким евреям, бежавшим из Германии в 1939 году через Италию. Условия проживания в неблагоустроенном районе были очень тяжелыми. Но в фильме показано благожелательное отношение китайцев к еврейским беженцам и невероятно уважительное отношение к евреям японских властей. Для нашей семьи это интересно еще и потому, что в Харбине в 1950-х годах умерла прабабушка моей жены, которая добралась туда в 1920-м году из охваченной Гражданской войной России.
Но вот сейчас оказалось, что для Японии это не было случайным явлением.
Дело в том, что в 30-е годы XX века японские генералы разработали план по переселению тысяч евреев, спасающихся от нацизма, в Китай. Об этом сообщила одна из итальянских газет.
Целью «Операции Фугу», секретной директивы императорского японского правительства, было оказание содействия в размещении евреев в Маньчжурии, оккупированной солдатами армией японского императора с 1931 года.
Японцы рассчитывали на то, что евреи будут способствовать развитию региона и превратят Маньчжурию в «доходную» колонию для империи Восходящего солнца.
Япония, которая с середины XIX века стала мощным милитаризированным государством, практически ничего не знала о евреях. Те немногие сведения, которыми японцы располагали, были получены в 1919 году, когда они сражались вместе с русскими белогвардейцами против революционеров-коммунистов. В те годы японские офицеры, направленные в Россию, познакомились и с «Протоколами сионских мудрецов» – пресловутой книжонкой, написанной царской охранкой, в которой евреев обвиняют во всех мерзостях.
Японцы, уже давно начавшие изучать западные труды и черпать в них вдохновение для своих быстрых реформ, осуществили перевод «трактата царской охранки». Как ни странно, их реакция на описание характерных черт «этого смертельно опасного народа» была необычной: вместо того, чтобы демонстрировать ненависть и презрение, как это было принято в России, японцы следовали своим культурным традициям. «Если богатый и влиятельный человек просит тебя о помощи, не делай ему плохого, помоги ему. В будущем он почувствует себя твоим должником», – говорят в Японии. Если евреи действительно такие могущественные, разве это повод, чтобы их преследовать? Лучше привлечь их на свою сторону. В этом случае японцы проявили себя куда благородней и мудрее, чем в СССР и США, которые отказались впустить еврейских беженцев из Германии.
Внутри японского правительства сформировалась «еврейская партия», которая впоследствии стала противницей оси Рим – Берлин – Токио и выступала за альянс с Соединенными Штатами. Император Ёсихито, отец последнего императора Хирохито, отправил своего второго сына, принца Чичибу, в Шанхай, чтобы тот изучал иврит под руководством раввина местной еврейской общины. Два высокопоставленных офицера, генерал Хигуси Киихиро, ставший впоследствии главой секретных служб в Маньчжурии, и полковник Йасуе Норихиро, его товарищ по академии, занялись разработкой «Операции Фугу».
Но японский план сработал лишь частично из-за трудностей, связанных с огромными расстояниями, и потому, что нацисты, осознавшие происходящее, энергично протестовали против действий союзника. Однако несколько тысяч евреев все же добрались до Маньчжурии, осев в Харбине, где даже сегодня можно увидеть признаки существования старой общины: еврейская школа, столовая, больница и синагога. Больше всего евреев приехало из Биробиджана. Судя по некоторым документам, опубликованным в Японии, начиная с 12 марта 1938 года, почти 20 тысяч беженцев-евреев смогли без всяких виз пересечь границу между «советской еврейской республикой» и государством Манчукуо (Манчукуо – японский марионеточный штат в Маньчжурии), которое контролировали японцы. Так Сталин начал избавляться от евреев.
В последний год Второй мировой войны американцы энергично бомбили крупные города Китая, где стояли большие японские гарнизоны. Характерно, что японские госпитали в это время принимали евреев наравне с японскими военнослужащими.
После окончания войны, большинство еврейских беженцев покинули Китай и приехали в США. Прибыв на западное побережье Америки, евреи на поездах через всю страну двинулись на восточный берег – в Нью-Йорк, Бостон и Филадельфию, где существовали большие еврейские общины. В Соединенных Штатах тогда существовала еще сегрегация. Евреи, которые в большинстве своем ехали в вагонах третьего класса вместе с афроамериканцами, были удивлены, что их чернокожие попутчики не выходили поразмяться на станциях. Оказалось, что на многих железнодорожных станциях висели таблички «только для белых», а посему темнокожие не могли выйти даже на перрон, не говоря уже о праве на жизнь в этих городах. Естественно, что наши соплеменники были возмущены этой несправедливостью.
История, показанная в фильме о жителях Шанхайского гетто, во многом объясняет левизну предыдущих еврейских поколений Америки.
Бостон