Не корысти ради

НЕМНОГО СТАТИСТИКИ

Книга «Ваикра», которую начинают читать с этой недели, третья в Пятикнижии. Ее называют также «Торат-коаним», учение священников, поскольку она содержит, в основном, законы жертвоприношений и других аспектов храмовой службы и обращена к коэнам из колена Леви (отсюда ее христианское название «Левит»).

Книга «Ваикра» – самая короткая в Пятикнижии. В ней 10 глав (как и в следующей книге Бамидбар; в остальных – 11-12 глав), наименьшее количество стихов, слов и букв. В «Ваикре» самые короткие главы. Но зато она держит рекорд по количеству содержащихся в ней заповедей: 247 из 613, – целых 40%.

Кроме того, «Ваикра» – «средняя» книга, третья от начала и конца Пятикнижия. Эта особенность нашла интересное отражение в гематрии. Первое слово в Торе – «Берешит», гематрия которого (числовая сумма букв) составляет 913. Последнее слово – «Исраэль»; его гематрия – 541. Сложив эти две цифры, получим 1454. Теперь возьмем первый стих в «Ваикре»: «И воззвал Б-г к Моше и сказал ему из Шатра Откровения, говоря». Сложив его буквы, получим 1455 (желающие могут пересчитать). Но «алеф» в слове «ваикра» (и воззвал) традиционно пишется мельче других букв. «Алеф», как известно, соответствует цифре один. Вычтем ее и получим тот же результат: 1454. Впрочем, можно и не вычитать: в сравнительной гематрии отклонение в единицу считается допустимым.

ПРИБЛИЖЕНИЕ

«Когда кто-нибудь из вас захочет принести жертву Б-гу» (1:2).

При чтении раздела «Ваикра» возникают два вопроса. Во-первых, для чего нам, современным людям, надо знать конструкцию Храма и порядок храмовой службы, да еще с такими подробностями? Потому что, хотя последний Храм, Второй Иерусалимский, перестал существовать две тысячи лет назад, память и знание о нем сохраняли нас как народ и наше право на Эрец Исраэль на протяжении всех веков изгнания. Недаром дети начинают изучать Тору в хедере именно с книги «Ваикра». И, во-вторых, все мы с нетерпением ждем прихода Машиаха, который должен восстановить Храм. Появление Третьего Храма не застанет нас врасплох: благодаря Торе мы знаем, что надо делать в нем и как себя вести.

Теперь перейдем ко второму вопросу: что такое жертвоприношения? В практическом смысле это посвящение Б-гу животного из крупного или мелкого рогатого скота или птицы, а также всевозможные виды других приношений. Их сжигали на жертвеннике полностью или частично.

Жертвы были разных видов: общественные и индивидуальные, благодарственные, искупительные (за совершенные грехи), праздничные и другие. Жертвоприношение составляло главный аспект служения Тв-рцу; его разрешалось совершать только в специальном выделенном месте, в Храме. В отсутствии Храма роль жертвоприношения выполняет сегодня молитва «служение сердца».

Главная цель жертвоприношения заключалась в максимальном приближении к Б-гу. Само ивритское слово «корбан», жертва, означает именно «приближение». Русское слово «жертвоприношение» и его составляющие «жертва» и «приношение», равно как аналогичные термины в других европейских языках, не передают значения ивритского слова «корбан». Их семантика заимствована из языческих культур, где цель жертвы состояла в том, чтобы умилостивить, задобрить, подкупить грозное божество.

В слове «корбан» скрывается более глубокий, философский смысл, идея близости к Единому Б-гу. Близость и расстояние не всегда измеряются в метрах и милях. Люди могут быть близки, даже если находятся на разных континентах, и наоборот, двух человек, сидящих рядом в автобусе или живущих в одном доме, могут разделять целые миры и эпохи. Короче, близость может быть не только физической, но и эмоциональной, интеллектуальной, духовной.

Атмосфера высшей духовности и святости, царившая в Храме, создавала почти физически ощутимую близость к Тв-рцу, которую чувствовал каждый человек, приносивший жертву. В разделе «Ваикра» Б-г обращается к сынам Израиля: «Когда кто-нибудь из вас захочет принести жертву Б-гу». На иврите эта фраза может также означать: «Человек, который принесет жертву от себя». Другими словами, человек как бы предлагает себя через «корбан», вкладывает в приношение свою душу, чтобы приблизиться к Тв-рцу. Ведь близость к Б-гу – это, фактически, единственное реальное «благо», высшее наслаждение. Все остальные «блага» и наслаждения преходящи, неполны; они подобны дешевым имитациям бесценного бриллианта.

«Если вождь согрешит, и сделает что-либо наперекор одной из запрещающих заповедей Б-га по ошибке и провинится…» (4:22).

Начальные буквы первых трех слов этого стиха «Ашер наси иехета…», в котором говорится о грехах руководителей, составляют личное местоимение «ани» – «я». Одна из главных причин, толкающих лидера нации на дурные поступки, – эгоцентризм, стремление ставить свои личные интересы выше народных и государственных.

В Израиле, как и в других демократических странах, модно теперь проводить опросы населения по многим важным решениям, принятым правительством. Респондентов часто спрашивают: «Чем, по вашему мнению, руководствовался такой-то, когда принимал решение по такому-то вопросу: личными, политическими соображениями или благом нации?» Многие отвечают: «Он стремился к личной или политической выгоде».

Что ж, такие у нас теперь лидеры. Как не похож на них Моше-рабейну! В годы скитаний по Синайской пустыне он часто пренебрегал своими (законными) интересами, ходатайствуя перед Б-гом за грешный народ. Так, он спас евреев от полного уничтожения в истории с поклонением Золотому тельцу, хотя ему лично ничто не грозило. Вс-вышний обещал произвести от него новый избранный народ, а евреи вполне заслужили наказание. В конце 40-летних странствий Б-г велит Моше взойти на гору и осмотреть Эрец Исраэль, страну, к которой он так стремился, но в которую ему не суждено вступить. Моше знает, что его ждет скорая смерть, но его главная забота не о себе, а о том, кто возглавит народ, найдется ли ему достойный преемник. Таким должен быть настоящий руководитель, для которого, извините за банальность, общественное благо важнее личной славы и политических интриг. А может быть, все дело в нас? Недаром говорил немецкий философ Гегель: «Всякий народ достоин своего правителя».

БУДЬ МОИМ ГОСТЕМ

«И призвал (ваикра) Б-г Моше…» (1:1).

С этих слов начинается книга «Ваикра». Но почему «призвал»? «Призвал» – значит, обратился с любовью, с симпатией. Моше был любимым пророком Вс-вышнего.

Б-г призвал Моше, и Моше пришел. Но когда мидьянский пророк Билам хотел проклясть сынов Израиля (смотри раздел «Балак»), Б-г сам пришел к нему в ночном видении. Откуда такая честь? Если сам Моше, величайший и любимейший из пророков, пришел к Тв-рцу, то злодею Биламу и подавно следовало явиться пред Владыкой Вселенной?

Вовсе не обязательно. Принимая дорогого гостя, вы приглашаете его в свою гостиную и усаживаете на самое удобное место. Но когда в дверь звонит мусорщик, вы не даете ему переступить порог, сами выходите к нему, чтобы после его визита в вашем доме не осталось дурного запаха.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

1 комментарий к “Не корысти ради

  1. Написанно хорошо ипонятно, но уборщики вас не поймут,допустим можно сравнить с бомжом,я имею виду насчет запаха в доме

Обсуждение закрыто.