…Так оставьте ненужные споры,
Я себе уже всё доказал…
Владимир Высоцкий
Известно, что братья Йосефа со скетитизмом и опаской относились к его пророческим снам. Они видели у него стремление к власти, боялись его. В итоге продали брата за 20 серебрянников.
Величайший мудрец Торы Бен Иш Хай пишет, что в наказание за продажу девятью братьями Йосефа еврейский народ расплатился 180 годами греческого галута. То ли каждый брат получил по 20 серебрянников, то ли они все вместе воспользовались этими деньгами.
Впоследствии римляне, идеологические потомки греков, казнили 10 величайших мудрецов Торы — «чтобы искупить грех братьев Йосефа».
Изучать глубже и подробнее Бен Иш Хая у меня не было возможности из-за недостаточного знания иврита. Найти кого-либо, кто разобрал бы со мной этого комментатора – тоже пока не сумел. Пришлось мне продолжить анализ ситуации, используя приобретенные за 20 лет знания. А впрочем, может, это отговорка и мне просто нравится ставить себя на место героев Танаха, пытаться ощутить строй их мышления, «надеть на себя» их цели и ценности?
Прежде всего, попытаюсь на уровне собственного восприятия понять ошибку Йосефа. Очевидно, что без ошибки человек не попадёт в такую череду бедствий и испытаний, из которых «вытаскивать» его придётся сверхординарному Б-жественному Провидению.
Да, у него имелась определенная миссия и в каких-то качествах он превосходил братьев. Не зря Тора называет его праведником! Но и у каждого брата были свои уникальные достоинства.
Несмотря на фамилию «Левин», я ощущаю себя духовным потомком Йосефа. И хоть отчасти его учеником. Йосиф в дальнейшем братьям не мстил – напротив, спасал и поддерживал их самих и их семьи. Необходимо быть умнее, отказаться от мысли, что тебе кто-то что-то должен. Других это раздражает. Поэтому надо просить об одолжении или, точнее, терпеливо ждать, когда Всевышний исполнит собственные общания.
Но всё-таки, как связаны 180 лет греческого галута с продажей Йосефа? Грузинские евреи любят говорить: «Всё – наша вина». Естественно, Всевышний – любящий отец и не будет без пользы для нас обрекать нас на муки.
Конфликт братьев происходит в нематериальной сфере. Они не боятся, что кому-то достанется больше. Вот чего они действительно боятся – что Йосеф своими фантазиями лишит их будущего мира. Поэтому на деньги, вырученные от продажи Йосефа, братья покупают себе туфли — как признак того, что они реалисты и прагматики и «попирают его сны ногами». Что же привело братьев к ненужным спорам?
Конфликт Йосефа и его братьев в своём корне – это конфликт внутри религиозного общества. Разное понимание алахи. Братья считали, что уже должны соблюдать законы как евреи, а Йосеф – что как «потомки Ноаха». Да, серьёзные аргументы имелись у обеих сторон. Но – важнее, что обе стороны забыли закон: пусть мнение твоего брата будет дорого тебе как собственное! Спорщик, говорит мой учитель, всегда проигрывает. Особенно, если оппонент – брат.
Сядем в машину времени и переместимся в период правления греков. В чём тест и проблема того времени? Есть три запрета, которые евреи не имеют права нарушить даже под страхом смерти: убийство, идолопоклонство и кровосмесительный разврат. Кроме того, существует грех осквернения Имени Всевышнего, но его труднее идентифицировать.
Около 2500 лет назад евреи страдали невероятной страстью к идолопоклонничеству. Настолько сильной, что с ней большинство населения не могло справиться. Мудрецы Великого собрания провели ряд манипуляций. Страсть к идолам вышла из Святая Святых Храма и исчезла. Попытались также уничтожить страсть к разврату — но тогда даже куры перестали нестись, поэтому всё оставили как есть.
Всевышний управляет миром так, чтобы сохранить свободу выбора. Выстраивает баланс – если ослабеет желание служить идолам, получать от них помощь и знания – должна ослабеть и непосредственная связь с Творцом. Поэтому у евреев исчезло пророчество. У неевреев оно исчезло значительно раньше. Мир погрузился во тьму эллинизма. Новое время – новые песни. Выдающиеся греческие мудрецы создавали глубокие философские учения. Скульпторы лепили гениальные скульптуры, устраивались гигантские спортивные соревнования.
Греки не боролись с еврейской культурой, наоборот, заставили перевести Тору на греческий. Им дорог был этот «выдающийся памятник мировой культуры». Они Тору изучали, как и египетские, и индийские «великие творения человеческого духа». Пропагандировали дружбу народов. В общем, утверждали, что Б-г – первопричина, но Он, уделив людям частицу своей мудрости, оставил их в покое. А теперь надо жить строго по законам природы,- зря, что ли, они были даны нам в самом начале Творения?!
К евреям греки относились вполне лояльно, даже дружелюбно. Но, раз те заупрямились, пришлось ввести некоторые устрожения, чтобы слишком уж погрязшие в своём шовинизме, в своей «узкой картине мира» иудеи образумились. Стали нормальными, как все. Скажем, ввести «право первой ночи» — чтобы не болтали эти евреи про их якобы «святой, чистый, освящённый Б-гом брак» — весь всем известно, что Б-г давно ушёл на покой, а семья – просто договор двух личностей, союз двух тел. Или запретить «калечить ребёнка варварскими обрезанием» – совсем как сегодня многие европейцы. Заметьте, всё с самой гуманной и благородной целью.
И тогда кто-то из колена Леви, виновного в галуте, крикнул: «Кто за Б-га, за мной!». К нему примкнули множество евреев. Начались события Хануки.
На смену пророчеству пришла Устная Тора, и Б-г дал победу слабым над сильными. Потому что всё-таки кто-то стоит у штурвала и сейчас, и не только волны «законов природы и общества» гонят корабли почти наугад.
Теперь я хочу добавить некоторые факты из собственной биографии. До написания этого рассказа я не понимал, почему так происходит, что мне сильно помогают люди, которые ни по какой логике не должны были бы этого делать. Среди них неевреи. Это не входит в круг их обязанностей. Они не получают материальной выгоды. Меня не связывают с ними узы родственной связи. Я не обладаю высокой степенью убеждения. Только написав этот рассказ, я понял: Реувен бросает Йосефа в яму со змеями и скорпионами, собираясь его затем спасти,- но и зная, что в случае чего Йосиф выкрутится сам. Прямо как я бросил себя в интернет и не считаю, что мне кто-то что-то должен и надеюсь только на Б-га. А на остальных стараюсь повлиять сам, считая, что такова Его поставленная мне задача. Пока не очень успешно. Видно, Всевышний, протянув ко мне ладонь, соберет, как слёзы, мои слова. Выкрасит для меня и моих читателей, слушателей небо перламутром.
Он ведь любит меня, мой Б-г!