Период между постами 17 тамуза и 9 ава считается тремя неделями траура. 17 тамуза евреи совершили грех золотого тельца в Синайской пустыне, и в этот же день пять веков спустя полчища царя Вавилона Навуходоносора пробили брешь в стене осажденного Иерусалима.
9 ава был совершен грех разведчиков, которые оклеветали Землю Израиля, и народ, вместо того чтобы войти в свою страну, отправился в первое изгнание — сорокалетнее скитание по Синайской пустыне.
По стечению обстоятельств, которые просто невозможно назвать случайными, пять веков спустя в этот же день Навуходоносор разрушил Иерусалимский Храм и изгнал евреев в Вавилон, что положило начало вавилонскому, а затем персидскому пленению. Евреи вернулись на свою родину и отстроили Иерусалимский Храм, однако пять веков спустя после разрушения Первого Храма римский император Тит разрушил Второй Иерусалимский Храм в тот же самый день — 9 ава.
Неужели трагедии изгнания были неизбежны и предопределены?
Виленский Гаон утверждал, что Всевышний предоставил евреям возможность исправить грехи, совершенные в пустыне. Все, что требовалось, это войти евреям вместе в Страну Израиля. Если бы весь народ, все колена Израиля вошли в Землю Обетованную, то сила святости была бы столь велика, что евреи никогда бы не были изгнаны из Израиля! Однако два колена — Реувена и Гада — предпочли земли на восточном берегу Иордана, и возможность поселиться всему народу на своей земле была упущена.
Что же главное?
«И множество скота было у сынов Реувена и у сынов Гада; и увидели они землю Язэйр и землю Гилад, и вот место это — место для скота. И пришли сыны Гада и сыны Реувена и сказали Моисею и Элиазару, священнику, и князьям общины: “Земля, которую Всевышний дал общине Израиля, это земля для скота, а у слуг твоих скот”. И сказали: “Если мы нашли милость в глазах твоих, пусть будет дана земля эта слугам твоим во владение. Не переводи нас через Иордан”.
И сказал Моисей сынам Гада и сынам Реувена: “Неужели братья ваши пойдут на войну, а вы будете сидеть здесь? Отчего же отклоняете сердце сынов Израиля от перехода в землю, которую дал им Всевышний? Так поступили отцы ваши, когда я послал их из Кадеш-Барнеа высмотреть землю. Они… отклонили сердце сынов Израиля, чтобы не идти им в землю, которую дал им Всевышний…” И подошли они к нему, и сказали: “Овечьи загоны построим мы для скота нашего здесь и города для детей наших; сами же мы первыми вооружимся и пойдем пред сынами Израиля, до тех пор пока не приведем их на место…”
И сказал им Моисей: “Если вы сделаете это… то будете чисты пред Всевышним и Израилем, и будет земля эта вам во владение… Стройте себе города для детей ваших и загоны — для овец…” И отдал Моисей им, сынам Гада и сынам Реувена, и половине колена Менаше, сына Йосефа, царство Сихона, царя Эморейского, и царство Ога, царя Башанского…» (Бамидбар, 32:1–39).
Обратите внимание, что люди Реувена и Гада попросили Моисея отдать им земли восточного берега Иордана, для того чтобы построить «загоны для скота и города для детей».
Но что же нужно было ставить на первое место — скот или детей? Что важнее — богатства или будущее детей, пастбища для скота или святая Страна Израиля?
Дети же эти, потомки евреев, поселившихся на восточном берегу Иордана, поплатились за ошибки родителей. Ассирийская империя завоевала их первыми, и след этих колен народа Израиля в истории исчез.
«И сыновья половины колена Менаше жили в земле (той) от Башана до Баал-Хермона и Сенира и горы Хермон.
Умножились они. Но отступили они от Б-га отцов своих… И возбудил Б-г Израиля дух Пула, царя Ассирии, и дух Тилгата-Пилнэсэра, царя Ассирии, и изгнал людей колена Реувена и Гада, и половину колена Менаше, и привел их в Хелах и Хавор, и Ару…» (Диврей хайамим, 1, 5).
Еврейские женщины
Только теперь мы начинаем в полной мере понимать весь смысл рассказа о доблестных еврейских женщинах, дочерях Цлафхада, которые (как рассказывается в конце предыдущей главы) попросили Моисея передать им удел их умершего отца в Стране Израиля. В то время как другие евреи сомневались в самой возможности завоевать эту землю или стремились заполучить другие земли, дочери Цлафхада продемонстрировали свое желание поселиться в Израиле, вдохновляя весь народ верой в то, что Святая Земля в конце концов будет в руках евреев.
«И подошли дочери Цлафхада, сына Хэйфэра, сына Гилада, сына Махира, сына Менаше, говоря: “Отец наш умер в пустыне, но… сыновей у него не было. Дай нам удел среди братьев отца нашего”» (Бамидбар, 27).
Половина колена
Обратили ли вы внимание на один любопытный факт: к какому колену принадлежали дочери Цлафхада? К колену Менаше. Случайно ли это? Когда люди колена Реувена и Гада просили Моисея позволить им поселиться не в Стране Израиля, а за Иорданом, то, в конце концов согласившись, Моисей почему-то также дает эту землю половине колена Менаше.
Действительно, почему половине? Потому что Моисей опасается, чтобы территориальная отдаленность от народа не привела в конце концов к отчужденности и расколу в народе Израиля. Потому Моисей хочет, чтобы колено Менаше играло роль некого моста, соединяющего обе стороны Иордана. Почему именно Менаше?
В этой связи важно обратить внимание: Тора подчеркивает, что Менаше — сын Йосефа. Несмотря на то что Йосеф растил своих детей в Египте, ему все же удалось вырастить их евреями, любившими Израиль и мечтавшими о нем. Йосеф попросил детей похоронить его в Стране Израиля. Не случайно, благословляя своих детей, мы желаем им, чтобы Всевышний сделал их подобными Эфраиму и Менаше.
Остается лишь пожелать, чтобы и нынешнее поколение евреев удостоилось вырастить своих детей евреями, любящими свой народ, свою землю.