Балак, царь Моава, обратился к чародею и пророку Биламу (Валааму) с просьбой проклясть евреев, приблизившихся к границам его страны. Б-г явился в ночном видении к Биламу и предостерег его от проклятий в адрес благословенного народа, но Билам после некоторых колебаний все-таки отправился к царю. По дороге ангел с огненным мечом трижды преграждал путь Биламу, ехавшему на ослице. Билам не видел ангела, не понимал вынужденных маневров ослицы и нещадно бил ее за упрямство. После третьей остановки «Б-г отверз уста ослицы», и она стала укорять хозяина: ведь, избегая столкновения с ангелом, она спасла ему жизнь. Прозревший Билам увидел наконец ангела, и тот сообщил ему, что можно и чего нельзя говорить о сынах Израиля. В конце концов Билам прибыл к Балаку, и царь Моава провел тщательную подготовку к ритуалу проклятий в надежде, что знатный гость уничтожит словами ненавистных пришельцев. Однако результат получился обратный: трижды Билам пытался произнести проклятия, находясь в состоянии провидческого транса, и все три раза его уста изрекали только благословения. Раздосадованный Балак прогнал Билама. Тем временем евреи начали распутничать с женщинами Моава и Мидьяна и поклоняться их идолам. Б-г разгневался и наслал мор на грешников. Лидер колена Шимона совершил публичный акт разврата с мидьянской принцессой, и внук Аарона Пинхас убил их обоих копьем, после чего эпидемия, унесшая 24 тысячи жизней, прекратилась.
***
«А теперь прошу, пойди и прокляни мне народ этот, ибо он сильнее меня!» (22:6).
Раздел «Балак» занимает особое место в Торе. Перед нами фактически разведывательный отчет о происходящем за линией фронта, в стане наших врагов. Главные герои раздела, моавитянский царь Балак и мидьянский чародей Билам, хотят погубить еврейский народ, который после сорока лет блужданий в пустыне приближается к границам Земли Обетованной.
Тора учит нас жизни не только на примере наших великих предков, героев древности: праотцев, праматерей, Йосефа и его братьев, Моше и Аарона. Мы многое узнаем из нее и о наших ненавистниках: Лаване, Эйсаве, фараоне, об их психологии, образе мышления.
На протяжении веков евреям противостояли самые разные враги, каждому из которых можно подобрать аналог в Торе. К врагам нельзя относиться пренебрежительно, их нельзя недооценивать. Их надо знать, чтобы уметь срывать их замыслы. Тора помогает нам в этом.
Балак боялся не столько военных побед евреев, сколько тех новых идей, которые они несли в мир после Синайского Откровения. Он решил уничтожить их не мечом, а излюбленным оружием самих евреев — словом и для этого обратился за помощью к выдающемуся знатоку оккультистских наук, философу и чародею Биламу (в русской традиции — Валаам), в прошлом советнику фараона по еврейским делам. Билам славился умением использовать краткие, почти неуловимые мгновения Б-жественного гнева и направлять их в виде проклятий на своих жертв. Проклятия действовали безотказно.
Однако в этот раз его ждала неудача. Б-г закрыл каналы небесного суда, и из уст Билама вырывались лишь одни благословения в адрес евреев. Провал злодейского замысла был предрешен, ибо голос — оружие евреев, а сила потомков Эйсава, к которым принадлежал Билам, заключена в их руках, как сказал наш праотец Ицхак: «Голос — голос Яакова, а руки — руки Эйсава». Историческое противостояние Израиля (сынов Яакова) и других народов (потомков Эйсава, носителей римско-христианской культуры) отражено в непрекращающейся борьбе между силой голоса и силой рук.
За то, что Билам хотел проклясть еврейский народ, узурпировать его силу голоса, он получил наказание по принципу «мера за меру». Спустя некоторое время после событий, описанных в этом разделе, Билам был сражен еврейским мечом.
Герои-антиподы
«А теперь я иду к народу моему. Пойдем, я скажу (посоветую) тебе, что сделает народ этот твоему народу в конце времен» (24:14).
В этом отрывке Билам предлагает царю Моава Балаку рассказать о том, что сыны Израиля сделают моавитянам во времена Машиаха, и тем самым как бы заверяет его, что до этого весьма отдаленного будущего они не причинят Моаву никакого вреда.
Мудрецы Талмуда обращают особое внимание на слова «Пойдем, я посоветую тебе…». По их мнению, речь идет о чем-то особо подлом и низком. Конкретно говоря, Билам посоветовал Балаку совратить сынов Израиля, побудить их к совершению одного из самых тяжких грехов — разврата и тем самым спровоцировать яростный, испепеляющий гнев Всевышнего. Не сумев нанести евреям удар выше пояса — проклятия так и не вышли из его уст, Билам прибег к запрещенному приему — ударил ниже пояса.
В Мишне («Пиркей авот», 5:19) сказано: «Всякий обладающий тремя следующими качествами — из учеников Авраама, праотца нашего. А наделенный другими тремя качествами — из учеников Билама злонамеренного. У учеников Авраама (1) добрый глаз (они не завидовали никому и довольствовались тем, что имели), (2) смиренный дух и (3) скромная душа (воздержанность). А у учеников Билама — (1) злой глаз (зависть и стремление сглазить других людей), (2) высокомерный дух и (3) алчная душа (похотливость)…»
Рав Овадья из Бертиноро (Италия — Иерусалим, XIV век) приводит источник каждого из этих качеств применительно к Аврааму и Биламу.
1) Авраам сказал царю Сдома, когда вызволил его из плена, что он не возьмет у него в награду даже шнурка от обуви. Билам же заявил, что даже если Балак предложит ему «полный свой дом серебра и золота, не смогу я преступить повеления Б-га…» (22:18). Эти слова выдали тайное намерение Билама: он пошел к Балаку с надеждой хорошо заработать, «если Б-г не заметит». Авраам не хотел иметь даже то, что было у него, а Билам жаждал получить то, что ему не принадлежало.
2) Скромный Авраам заявил Б-гу, что он всего лишь прах и пепел, а Билам хвастался, что он слышал слова Б-га и знает Его намерения.
3) Уходя в Египет из пораженного голодом Ханаана, Авраам после многих лет брака с Сарой вдруг заметил, что она красива собой. Отсюда видно, что чувственные радости не волновали его. Билам же подтолкнул целых два народа к разврату своим злодейским советом. До такого мог додуматься только человек, сам погрязший в распутстве. Более того, мудрецы сообщают, что этот порочный человек сожительствовал со своей ослицей.
Все дело в мидот
Трудно, однако, понять, почему Билам дал свой подлый совет Балаку именно в тот момент. Ведь он только что сам описал великие истоки и славное настоящее еврейского народа и уже приготовился рассказать о его грандиозном будущем. Те комплименты, которыми он осыпал сынов Израиля, остаются и поныне непревзойденными.
Всего за несколько стихов до этого эпизода Билам заявил Балаку, расстроенному его неудачными попытками проклясть евреев, что Б-г не позволяет ему это сделать, не вкладывает в его уста проклятия и осуждения. По всей видимости, Билам прекрасно понимал, что Всевышний любит Израиль и не хочет, чтобы эта любовь была испорчена.
Тем не менее Билам набрался смелости (если не сказать наглости) прервать велеречивый поток прославлений в адрес избранного народа и конкретно посоветовать Балаку подбить евреев на разврат, пойдя наперекор желанию Б-га.
Ситуация выглядит предельно абсурдной: как будто первосвященник прервал на время процедуру возжигания благовоний в Храме, чтобы поразвлекаться с проституткой, а потом как ни в чем не бывало вернулся к выполнению своих обязанностей.
В этом эпизоде Билам наглядно проявил свои безнравственные инстинкты и одновременно безмерную ненависть к сынам Израиля (а также, возможно, страсть к легкой наживе).
Такова сила мидот, черт характера, заложенных в человеке. Неважно, какого уровня знаний и проницательности он достиг, неважно, сколько заповедей он выполнил. Если он не работает над своим характером, не стремится к нравственным высотам, грош цена его достижениям. Такой человек может за одну минуту скатиться до уровня скота, не выдержать элементарной нравственной проверки.
Не случайно говорили мудрецы: «Праведники управляют своими сердцами (то есть шлифуют свои мидот), а у злодеев все наоборот — их сердца управляют ими».