Мы с тобою будем дружно жить.
Ты – работать, а я – руководить.
Костя Кинчев
«Дру́жба наро́дов — один из основных идеологических терминов СССР, обозначающий декларированный принцип существования советского государства на основе всестороннего братского сотрудничества и взаимопомощи народов и наций, ставших на социалистический путь развития. В многонациональных государствах XX века — один из главных провозглашённых принципов развития социалистических обществ.
Важность принципа подчеркивалась также тем, что в СССР был учрежден Орден Дружбы народов, а также создан Университет Дружбы народов». (Википедия)
(Кстати, по моему мнению, орден по-честному заслужили только Данелия, Фрунзик и Кикабидзе).
Однажды к моей супруге обратилась её коллега, педагог младших классов. Наша дочка, декламируя гимн Советского Союза, совершила идеологическую ошибку. Слава Б-гу, не во времена Иосифа Виссарионыча – лучшего друга детей. Цитируя гимн, она произнесла следующий текст: «Союз нерушимый республик свободных схватила навеки великая Русь». Педагог попросила готовить с дочкой стихи. Но у девочки — видно в меня,- оказался талант импровизации. Слово «сплотила» было не из её лексикона. Плюс дурная наследственность… Она в меня, совершенно врать не умеет.
Что в действительности произошло со страной? И так ли была неправа моя дочь? Почему жители бывших советских республик ныне готовы сожрать друг друга? Кто виноват и что надо делать?
Тора называет несколько причин. Одна из них: «Молись о благополучии верховной власти, ибо если не страх перед ней (то есть что она крепко схватит), то люди начнут живьем проглатывать друг друга». Что и происходит.
Вторая причина ещё более веская. Любое собрание не во имя Б-га (в смысле любая Вавилонская башня: Египет, Советский Союз, Третий Рейх) будет разрушено, так как строители переругаются друг с другом. А по-настоящему сплотить людей сможет только одно — строительство общего дома на планете Земля для Б-га.
Возможна ли в принципе дружба народов? Наверное, у нас, евреев, этот вопрос должен вызывать многовековой скептицизм. Вспомните, чем кончалась дружба с египтянами, персами, греками, Римом, арабами, недавно – с немцами… Да и сейчас с «лучшими друзьями американцами» трения скорее растут.
Как гласит грустный анекдот, мир делится на семитов и антисемитов. Но раз я уж начал рассказывать анекдоты, то я не кончу, пока редактор не остановит. Он у меня человек серьезный, особенно когда не сам шутит. Но все-таки я решил подмазаться. Хватит анекдотов про грузин. Расскажем о Питере, родине моего редактора.
Итак, Петербург, 1913 год. По вокзалу бегает маленький еврей с чемоданчиком. Подбегает к одному из пассажиров и с характерным еврейским акцентом спрашивает: «Извините, вы не антисемит?». Ему отвечают с широченной улыбкой: «Ну что вы, какой я антисемит! Я земский врач. Для нас, врачей, не существует наций. Мы помогаем больным, независимо от их национальности. Как вы могли про меня такое подумать! У нас ведь не Средневековье! Ведь у нас ХХ век! Мы и забыли, что это означает!». «Извините, ошибка вышла!». Подходит ко второму с тем же вопросом. Этот учитель, оскорбился и отвечает в том же духе, что и первый. Наконец еврею повезло. Третий, как всегда в России самый нужный человек, ответил: «Да, я антисемит! И жидов терпеть не могу». «Вот счастье-то какое! Слава Б-гу, наконец-то честного человека встретил! Последите, пожалуйста, за чемоданчиком, пока я в туалет сбегаю, а то на вокзале одни аферисты бродят».
Я лично со случаями антисемитизма встретился два раза. С государственным, когда 30 лет тому назад меня не пустили в командировку в Иран. И с бытовым, в 1968 году, когда в санатории в Абхазии при мне применили слово «жидовка». Тогда я с ножом, которым не резался даже хлеб, бросился на двухметрового детину и испугал его. Он был донецкий шахтер, русский или украинец – понятия не имею.
Недавно я рассказал об этой истории своей коллеге по нации и по богеме, днепропетровской поэтессе Лидии Стекловой. Добавил при этом, что больше я этих слов не слышал ни в свой, ни в чужой адрес. Она рассказала, что тоже всего дважды столкнулась с проявлениями антисемитизма. Первый раз в пятом классе — от обозвавшего её одноклассника, которому она не хотела отдать свой завтрак. Тогда она его схватила за волосы и ударила лицом о батарею. Мама, узнав о поступке, купила ей мороженое. А на претензии матери мальчика выложила все, что о ней думала. Второй случай был опаснее. В 1962 году Лидия поступила на работу в Днепропетровский строительный комбинат. Сослуживица безо всяких конфликтов обозвала её жидовкой. Семнадцатилетняя Лидия подняла с пола арматурный прут и бросилась на обидчицу. Когда до той оставалось совсем мало, её сзади схватил за руки деревенский хлопец-украинец: «Ты что, из-за этой твари в тюрьму захотела?». Он подошёл к грубиянке и дал ей пощечину. И произнёс: «Лида, у тебя сегодня день рождения. Пригласи весь цех в гости». Так что семнадцатилетие она справила дома со всем цехом, а не в милиции. С обидчицей никто с тех пор не здоровался и она вскоре уволилась.
История слишком фантастичная, чтобы её можно было придумать. Но давайте уж без лозунгов о дружбе народов. Не отрывками из тостов или речей партийных работников. Пока это миф. Ведь истинная дружба – товар штучный. Возможна только для индивидуумов, если они строят совместный дом для Б-га. И тогда не важны менталитет, возраст, пол, место жительства. «Ведь сокращаются большие расстояния, когда поёт далекий друг».
Конечно, бывает времена, когда в одном народе возобладает симпатия к другому. И не только это относится к народам, близким по крови, религии и языку. Так, судя по опросам, сегодня большинство американцев на стороне Израиля в споре с палестинцами. Датчане во время Второй Мировой, даже будучи оккупированы вурдалаками-нацистами, не скрывали своей симпатии к гонимым евреям – и спасли большинство из них. А консул Японии в Литве Сугихара сделал всё, от него зависящее, чтобы вызволять моих соплеменников – не из особой симпатии к евреям, а – из сострадания и гуманизма. И было ещё немало таких.
Но, однако, это – невероятно ценная, но всё же временная дружба, симпатия. Есть ли в ней настоящая близость души, ощущение того, что, как сказано у Киплинга: «мы с тобой одной крови» (человеческой)?.. Может ли быть сегодня у целого народа ясность понимания и веры, что Б-г сделал на по своему подобию – и поэтому ждёт от нас братства, дружбы и любви?
А как же хеппи энд? Его в скором времени допишет Всевышний, когда все народы поднимутся на Его гору. Ведь только в горах мы можем понять, кто мы, и кто рядом с нами. И на кого мы можем положиться, как на самого себя!!!
Побыстрее бы…