Теракт на Голанах и арабский вопрос

22 июня утром на Голанских высотах, направленным выстрелом противотанковой ракеты, выпущенной с сирийской территории по гражданскому автомобилю, следовавшему вдоль границы, был убит 12-летний подросток Мухаммад Каркара из галилейской арабской деревни Арабе. Его отец – строительный подрядчик, выполняющий заказ министерства обороны по строительству пограничного забора и ещё трое их попутчиков были ранены.

С большой вероятностью можно предположить, что теракт был совершен Хизбаллой, активно участвующей сегодня в сирийской войне на стороне Асада и располагающей боевыми подразделениями в районе.

В 2006 г. через две с небольшим недели после захвата в плен ефрейтора Гилада Шалита боевиками ХАМАСа, террористы Хизбаллы атаковали израильский военный джип на ливанской границе и похитили тела двух резервистов Эхуда Гольдвассера и Эльдада Регева.

Тогда, задолго до войны в Сирии, Хизбалла и ХАМАС тесно сотрудничали и старались помогать друг другу. Сейчас такой близости уже давно нет. Хизбалла, мобилизованная Ираном для войны против оппозиции Асаду, ведет безжалостную войну с суннитскими повстанцами, которым ХАМАС, по меньшей мере, симпатизирует, если даже и не поддерживает в открытую.

Тем не менее, попытка со стороны Хизбаллы создать напряженность на севере, оттягивающую на себя внимание и силы израильской армии, имеет вполне ясное объяснение.

Риторика лидеров Хизбаллы в последнее время, обвиняющих Израиль в поддержке повстанцев, не оставляла сомнений в том, что террористы готовятся к эскалации на Голанах. В середине марта подрыв на сирийской границе джипа Армии обороны Израиля чуть было не  привел к захвату пленных.

Хизбалла крайне заинтересована напомнить широким массам сторонников о своей главной цели – борьбе с «сионистским врагом», изрядно подзабытой в последние годы активной войны с суннитскими противниками Асада в Сирии. При этом на серьёзную конфронтацию с Израилем у шиитских террористов сил сейчас нет. И оттягивать свои силы, брошенные в Сирию на ливанскую границу, они не хотят. Кроме того, есть желание втянуть Израиль в сирийский конфликт и тем самым дискредитировать суннитских повстанцев, как «пособников сионизма».

Эти факторы и создали предпосылки для превращения прежде самой спокойной границы Израиля в район боевых действий.

Армейские аналитики давно просчитали ситуацию. Уже в январе контроль над израильско-сирийской границей и Голанскими высотами получила вновь сформированная дивизия «А-Башан». Она сменила 36-ю бронетанковую дивизию «Гааш», которая, прежде помимо выполнения боевых задач, выполняла также функции территориальной дивизии на Голанских высотах.

Сокращение количества наших танков на Голанах с одновременным добавлением подразделений специального назначения, очевидно, соответствовало динамике дестабилизации ситуации в Сирии —  сокращению и деградации регулярных подразделений и появлению на границе террористических группировок. Одновременно началось и строительство серьёзного пограничного забора.

В ответ на теракт израильские ВВС атаковали сирийские позиции на Голанских высотах. Израильское правительство недвусмысленно дало понять, что считает сирийское руководство ответственным за инцидент. Вместо трудоёмкого преследования на чужой территории партизан Хизбаллы, оно ожидает, что сирийцы сами приструнят своих союзников, если не хотят потерять свои позиции на Голанах. Поскольку Израилю совершенно не резон вмешиваться в сирийский конфликт, подобный подход кажется наиболее прагматичным.

Воспользовавшись ситуацией, повстанцы на юге Сирии атаковали правительственные войска, захватив господствующие высоты над сирийской Кунейтрой.

Исламские группировки, располагающиеся на юге Сирии, считаются умеренными, особенно на фоне таких радикальных движений как «Исламское государство Ирака и Леванта» (ISIS). В прессе появляются сообщения о том, что их тренируют американские военные инструкторы на расположенных поблизости иорданских базах.

Создание буферной зоны между Сирией и Иорданией, контролируемой не самыми радикальными исламскими группировками, вероятно, соответствует как планам США, так и Саудовского королевства. Учитывая стремительный успех ISISв Ираке и Сирии, вместе с явным намерением этой организации открыть и иорданский фронт, такое решение выгодно и Израилю, остающемуся в стороне.

Со своей стороны, Асаду и Хизбалле крайне важно заставить Израиль вмешаться, и затем представить конфронтацию, как борьбу за освобождение страны от израильской агрессии.

Поскольку израильская армия ответила не наземным вторжением, а авианалетом, закончившимся для сил Асада потерей высот над Кунейтрой в пользу оппозиции, не похоже, что террористы добились своей цели.

Скорее, можно констатировать то, что израильтяне и здесь, и в Самарии с Иудеей, где проходит основательное разрушение инфраструктур ХАМАСа, возвращают устрашение, как эффективный  фактор сдерживания, способный в будущем охладить многие горячие головы.

Подобного устрашения Израилю потребуется сейчас в избытке. Еврейское государство превратилось в остров, со всех сторон окруженный пылающими конфликтами. И есть только один способ не допустить пламя в пределы израильских границ – ясное осознание всеми, тех последствий, которые ждут любого, посягнувшего на израильскую территорию.

Неизвестно входило ли в этот раз в планы Хизбаллы похищение раненых израильтян. Может статься, когда террористы разобрались, что подбили не евреев, они свернули операцию. Не ясно насколько Хизбалла заинтересована в захвате израильских арабов.

Парадоксальным образом, буквально на прошлой неделе о вероятности того, что следующей жертвой исламских террористов может стать израильский араб, сказал в своем «сионистском» выступлении, выложенном в Ютубе, 17-летний Мухаммад Зуаби, племянник депутата от арабской националистической партии «Балад» Ханин Зуаби.

В отличие от тетки, известной своими экстремистскими антиизраильскими взглядами, почти ровесник и тезка погибшего в воскресенье на Голанах Мухаммада Каркара, Мухаммад Зуаби назвал похитителей «террористами» и призвал немедленно вернуть «наших детей».

Он также обратился к Биньямину Нетаниягу и ко всему израильскому правительству, посоветовав немедленно прекратить сотрудничество с палестинской администрацией, в которой сидят «самые главные террористы». В своем проникновенном обращении, Мухаммад подчеркнул, что

«сегодня похитили трех этих подростков, но завтра могут похитить меня или кого-то другого, неважно, еврея или араба».

Искренние слова израильского юноши из арабской мусульманской семьи доказывают, что судороги ближневосточного региона, разрывающего окрестные страны на кровоточащие куски, не остаются незамеченными обществом израильских арабов, осознающим насколько их положение отличается в лучшую сторону от горькой судьбы соседей.

В то время как жизнь их собратьев во всех без исключения окружающих странах стала дешевле пустой лепешки, в Израиле они пользуются всеми привилегиями демократического государства.

beit_hanina
В иерусалимском арабском квартале Бейт-Ханина. Фото Google_maps

 

По сути, израильские арабы – это самое преуспевающее арабское общество во всем регионе. С одной стороны их средний уровень жизни не в пример выше, чем у жителей Египта, Иордании, Ливана, с другой, их свободы защищены куда лучше, чем в богатых, странах Залива, не знающих ничего о правах человека и демократии.

Очевидно, что с израильтянами арабского происхождения вроде Мухаммада Зуаби у евреев есть блестящие шансы выстроить преуспевающее еврейское демократическое государство, в котором одинаково уютно будут ощущать себя как еврейское большинство, так и арабское меньшинство. Однако, столь же ясно, что таких людей всё ещё ничтожно мало в арабском обществе еврейского государства, где преобладают экстремистские и националистические настроения.

В значительной степени в этом немало виновато само государство, закрывающее  глаза на то, что израильских арабов возглавляют экстремисты. Гораздо разумнее было бы, жестко пресекая на законодательном уровне радикалистские настроения, активно поддерживать общественных деятелей из арабской среды, предлагающих позитивную повестку дня, направленную на совместное будущее евреев и арабов.

Подобные тенденции есть. Кроме мусульманина Мухаммада Зуаби, стоит вспомнить и православного священника отца Габриэля, призывающего арабов-христиан служить в израильской армии и Исмаила Халди

– первого израильского бедуина, ставшего вице-консулом страны в Сан Франциско и считающего, что достойное будущее бедуинской общины может быть достигнуто лишь в союзе, а не в конфронтации с еврейским государством.

Именно через таких людей евреи имеют шанс выстроить отношения не только с арабскими гражданами Израиля, но и с арабами Иудеи и Самарии. Надо только захотеть. И это не будет сказкой.

 

nepomАвтор -Александр НЕПОМНЯЩИЙ

 

 

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 10, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Блог новостей из Иерусалима

Израиль
Все публикации этого автора