В последние годы в ходе обсуждений с коллегами-политологами вопросов, связанных с внешней политикой США не только в отношении Израиля, но и на всем Ближнем Востоке, все чаще и чаще замечается недостаток терминов, которыми можно эту политику описать. Кроме, естественно, матерных. Причем даже изощренный мат одесских биндюжников и восхитительные поэтические построения британских моряков, собравшие всю квинтэссенцию грязи, которую можно выразить словами, не помогают.
Заявления заместителя пресс-секретаря Белого дома Джоша Эрнеста по поводу окончания войны в Ираке, озвученные им аккурат за сутки до захвата джихадистами Мосула и Тикрита, заставляют вновь и вновь задуматься о бедности как политологического лексикона, так и непечатного.
«Говоря о важных достижениях в сфере международной политики США под руководством Хиллари Клинтон, я бы назвал окончание войны в Ираке, разумный приход к финалу войны в Афганистане и разрушение ядра “Аль-Каиды”. Несомненно, это достижения, которыми президент и главнокомандующий может гордиться и вместе с ним по этим же поводам может испытывать гордость и госсекретарь Клинтон», — заявил Эрнест 10 июня на пресс-конференции.
Честно говоря, будь я на месте заместителя пресс-секретаря Белого дома, то подумал бы по меньшей мере если не о сепукку, то о немедленном уходе с поста, так как выставил себя клоуном перед гигантской супердержавой и всем миром. Но, по всей видимости, в Белом доме о таких мелочах не задумываются — на волне решений, которые, несомненно, могли бы посчитать дебильными даже хелмские мудрецы, заявления пресс-секретарей не заслуживают внимания.
Давайте упрощенно взглянем на ситуацию, сложившуюся вокруг Ирака. В конце 2011 года Барак Обама выводит войска из этой страны, посчитав, видимо, что там уже все в норме. Параллельно с этим Белый дом все больше и больше поддерживает исламскую оппозицию в соседней Сирии. Никто не задумывается о том, что «молодая иракская демократия», практически ежедневно озаряемая взрывами смертников и заминированных автомобилей, имеет общую границу в 605 км с Сирией.
Режим Башара Асада оказывается достаточно крепким, не чета Джамахирии и Стране пирамид. И перекормленные оружием, получившие боевой опыт исламисты разочаровываются в битве за Сирию. Только лишенный мозга индивид не задумается о том, куда они все ломанутся.
И когда это происходит, в Белом доме очень своеобразно реагируют. Когда около месяца назад власти Ирака просили у США помощи в отражении этой волны «сирийских оппозиционеров», им… отказали. Чем это закончилось? Маршем на Багдад, захватом в Мосуле и Тикрите 420 с лишним миллионов долларов и близящимся объявлением в Ираке нового халифата.
У вас есть в запасе какие-то достаточно выразительные печатные термины, которыми можно описать эту ситуацию? У меня нет.
И самое страшное, что никто не гарантирует того, что через пару недель Белый дом не даст нам очередную причину вздыхать по поводу того, как бедна на ругань русская и английская лексика…