Ненависть — производное от безразличия?

– Здравствуйте, уважаемый рав Эссас! Насколько я понимаю, ненависть есть производное от безразличия. Сначала еврею безразлично, что и как у другого, и через время это безразличие уже трансформируется в ненависть — в ненависть ко всему и ко всем. Что Вы думаете об этом?
Ариэль, Сан-Пауло

– Прежде всего, разберемся в понятиях. Упомянутое в письме выражение «беспричинная ненависть» — это перевод нередко встречающегося в еврейских первоисточниках ивритского словосочетания «синат хинам» (ударение в обоих словах на последнем слоге). Перевод формально как будто бы правильный. Но сущностно — неудачный. Это становится очевидным, если отдельно проанализировать, какой смысл заложен в каждом из двух слов. Сущностное значение слова «сина» (добавление буквы «т» в конце этого слова в выражении обусловлено правилами ивритской грамматики) — «отторжение», «увеличение дистанции (расстояния)». И мы видим, что употребляющееся в русском языке понятие «ненависть» не отражает истинное, более глубокое содержание ивритского слова «сина». Хотя, по большому счету, слово «сина» и можно считать точным антиподом (антонимом) слова «аhава» (то есть «любовь»).
Слово «хинам» в сущностном переводе — «без поиска личной выгоды» (в несколько ироничном изложении — «по высокоидейным соображениям»).
Приведенные здесь уточнения открывают нам глубины термина «синат хинам». И в целом данный термин означает «отторжение (чего-то или кого-то) без поиска личной выгоды». Наши учителя разъясняют, что «синат хинам» — своего рода духовная болезнь и она — источник всех наших бед. То есть среди основных причин, которые привели к разрушению сначала Первого, а потом и Второго Иерусалимского Храма, к изгнанию евреев из Эрец Исраэль и т. д., они называют распространение этой болезни (синат хинам) в еврейском народе. Ведь сила нашего народа в единстве, в едином стремлении к Творцу. Но когда народ разобщен, когда евреи дистанцируются друг от друга, не ощущают себя частицей единого целого (нашего народа), мы становимся уязвимыми, и у врагов появляется возможность победить нас.
Исходя из сказанного, не могу полностью согласиться с Вами в том, что ненависть, как Вы пишете, «производное от безразличия».
Безразличие может быть составной «синат хинам», когда еврею все равно, «что и как у другого». Однако же в ненависть равнодушие зачастую и с течением времени не трансформируется. К тому же ненависть — взрывоопасное, обжигающее чувство, имеющее яркую эмоциональную окраску. Безразличие же, скорее, отсутствие ярких чувств, холодность «ко всему и ко всем». Одной из сторон «синат хинам» может быть и взращивание собственного «я» до огромных размеров, когда человек видит и ощущает только себя и все вокруг воспринимает сквозь призму своего личного удобства. Что, безусловно, проявляется и в общественной, и в семейной жизни.
Это свойство называется «эгоизм» (или «эгоцентризм» — как высшая степень эгоизма).
Попутно отмечу, что в словарях русского языка к антонимам слова «любовь» наряду со словом «ненависть» причисляется и слово «нелюбовь». А ведь если человек кого-то (или что-то) не любит, это еще не означает, что он кого-то (или что-то) ненавидит.
Из всего этого вытекает очень важный вопрос: как справиться с «синат хинам» в себе? Как преодолеть расстояние от чувства отторжения собратьев до любви к ним? Как научиться любить каждого еврея, что необходимо, чтобы мы были единым народом?
Ненависть, равнодушие, эгоизм гасятся мудростью. Истинной мудростью, которую мы черпаем в Торе. А также серьезной, вдумчивой молитвой. Вместе с этим эффективным средством избавления от болезни «синат хинам» может служить ежедневное повторение перед утренней молитвой (шахарит) фразы «ве-аhавтале-реаха камоха», что в условном переводе означает: «стремись любить другого, как самого себя». Эта фраза, как говорил рабби Акива (величайший учитель Мишны, II век), — «великое правило Торы». Помогает и ежевечернее, вдумчивое и серьезное прочтение молитвы «Крият Шма» перед сном — в ее специальном варианте, который есть в сидурах (еврейских молитвенниках).
Это долгий процесс, в основе которого усердная, упорная работа над собой, требующая немалого терпения, настойчивости в достижении цели, немалых стараний и усилий. Помогает вдобавок к перечисленному также терпимость к негативным проявлениям окружающих, готовность помочь другим (вместо бездумного осуждения их поступков), умение понять позицию другого человека, отличную от твоей и т. д.
Evrey.com

Рав Элиягу ЭССАС

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора