Итак, евреи, открылось имя нового Президента Израиля, который будет олицетворять нашу Страну следующие 7 лет. В результате выборов, прошедших сегодня в два тура, на эту должность избран ликудник Ривлин Реувен, или просто, как водится у нас, Руби. С этим все ясно. Хотя, не ясно многое другое.
Например, чем Президент займется в свободное от олицетворения Страны время?
Говорят, что в свое время, примерно, шесть с лишним десятков лет назад, почти чисто декоративная роль Президента Израиля была изобретена хитрым политиком Д.Бен-Гурионом, дабы избавиться от именитого соперника Х.Вейцмана, одного из непосредственных основателей Государства, который благодаря своим связям и влиянию в странах-победительницах, особенно, Великобритании, в конце Первой мировой войны (20 в.) и в 20-е годы немало способствовал принятию мировым сообществом основополагающих принципов и документов по обоснованию существования нашего Государства. Документов, действующих до сих пор и образующих истинное международное право!
Бен-Гурион же, возглавлявший к моменту окончания британского мандата руководство еврейского ишува в Эрец Исраэль, человек революционного, практического склада с диктаторскими наклонностями, надо сказать, еще хорошо поступил с ученым мужем Х.Вейцманом, придумав для него синекурную должность и возможность заниматься главным делом жизни – наукой. И Вейцмана поселили вдалеке от Иерусалима и Тель-Авива, от столичных оффисов, на территории созданного им научного центра в Реховоте, ныне носящего его имя… Рассказывают, что первый Президент с горечью заявлял: «Мне разрешено совать свой нос лишь в мой носовой платок»…
И то неплохо. С идеологическими противниками Бен-Гурион был крут. Из-за этого, отчасти, З.Жаботинский, которого Бен-Гурион обзывал «Владимиром Гитлеровичем», избегал появления в Эрец Исраэль. А М.Бегин чуть не погиб во время обстрела и потопления корабля «Альталена» партизанскими формированиями, подчиненными Бен-Гуриону…
Следующие пять Президентов, в той или иной степени, были символическими фигурами. Напомню о трех последних главах Государства, что на моей собственной израильской памяти.
Эзер Вейцман – племянник первого Президента. Отставной генерал-летчик, один из создателей ВВС Израиля, их командующий, впоследствии – министр обороны. Судя по внешним проявлениям, человек более властный, импульсивный и пассионарный, чем его дядя, смирившийся со своим положением. Вейцман-младший был человеком из серии «Не могу молчать!» и старался высказываться много, публично и официально. Президент же! У него и «Кушать подано» становится официальным заявлением… Скажем, один из последних скандалов, связанных с ним, раздутый прессой, с моей точки, на ровном месте. Э.Вейцман встречался со старшеклассниками лицея, и беседа потекла в сторону отношения к «нетрадиционной сексуальной ориентации». Президент возьми и заяви, что он – человек старый, консервативный и считает, что парень должен быть мужчиной, а девица – женщиной. Вау! Какой вой поднялся в прогрессивной прессе, что творили борцы за права человека и члены (непонятно какой конфигурации?) ЛБГТ. Не помню, было ли тогда, лет 20 назад такое слово? И врезультате этого мощного ракетно-зенитного обстрела бравый летчик был вынужден приземлиться и публично извиняться перед всеми этими Л,Б,Г и Т…
Вот, что пишет о трех последних Президентах Зеэв Гейзель в своей книге
«Политические структуры государства Израиль»:
«Эзер Вейцман, перешедший в президенты со скамьи члена Кнессета от партии Авода, — породил многочисленную критику на израильской политической улице своими высказываниями и действиями, которые трудно не назвать вмешательством в политическую жизнь страны. Он, в частности:
• во время встреч с американскими руководителями давал советы «давить на Нетаньягу»;
• публично заявил о своей поддержке создания Палестинского государства (легко представить себе, как воспринимал это среднестатистический потребитель новостей на Западе, с трудом разбирающийся, в чём, собственно, состоит разница между президентом и премьер-министром в далёком Израиле);
• вмешивался в ход предвыборной кампании 1999 г.;
• сделал ряд высказываний, так или иначе задевших группы населения и политических деятелей.
Нет сомнения, что эти действия во многом связаны с личностью самого Э. Вейцмана и его послужным списком, сильно отличающим седьмого президента от предшественников. И хотя тот же Вейцман заслужил уважение за свою честность и за посещение каждой семьи, чьи родственники погибли от террористических актов, — общественный резонанс от вышеупомянутых высказываний каждый раз был более чем заметным, и даже из левого лагеря неоднократно раздавались напоминания, что «президент должен представлять весь народ, а не только его половину».
При этом не существует никаких юридических мер, ограничивающих такую активность президента; снять его с поста (или «сделать выговор») невозможно.
В декабре 1999 г. журналист Йоав Ицхак опубликовал данные, согласно которым в начале 80-х гг. Э.Вейцман получал крупные пожертвования от французского миллиардера Эдуарда Саруси — и, возможно, получал их и когда занимался активной политической деятельностью (что запрещено израильским законом), причём не сообщал об этих суммах в налоговое управление; кроме того, были выдвинуты и некоторые другие финансовые обвинения.
Полицейское расследование закончилось ничем: по части пунктов обвинения не было достаточных доказательств, по части — суд не стал бы рассматривать их ввиду «давности срока»; обвинения, касающиеся возможных финансовых злоупотреблений в партии Яхад (во главе которой стоял Э. Вейцман) во время избирательной кампании 1984 г. — не расследовались. Однако общественное мнение полагало, что «Президент должен быть вне подозрений» и не могло стерпеть двусмысленного характера полицейского отчёта. В результате Вейцман решил уйти в отставку досрочно (за три года до окончания срока). В этих условиях партия Авода выдвинула своим кандидатом на пост Президента ветерана Шимона Переса (бывшего премьера, министра обороны и иностранных дел, чья политическая карьера продолжается уже более 40 лет). После попыток найти «неполитического» кандидата Ликуд согласился выдвинуть кандидатуру своего ветерана — Моше Кацава. Несмотря на то, что выборы проходили при левом правительстве, Кацав победил (63:57), Шимон Перес очередной раз подтвердил репутацию «лузера», а Эхуд Барак получил политическую пощёчину.
Однако и карьера Президента М. Кацава закончилась не под громкие аплодисменты. Летом 2005 г. он встретился с юридическим советником правительства и передал жалобу на свою бывшую сотрудницу, которая, по его словам, его шантажирует. Было начато расследование, которое через некоторое время приняло обратное направление: теперь полиция разбирала заявления той же сотрудницы, а затем и других женщин, обвинявших президента в сексуальных преступлениях по отношению к ним. Президент проводил всё больше времени в консультациях со своими адвокатами, а вокруг всё увереннее говорили о том, что такой президент не может представлять Государство. С помощью юридической процедуры «самоустранения» … М. Кацав смог «дотянуть» последние полгода своего срока, фактически не действуя как Президент.
На выборах президента летом 2007 г. Ш.Перес вновь выставил свою кандидатуру, на этот раз – от партии Кадима, и победил Реувена (Руби) Ривлина (Ликуд) и Колет Авиталь (Авода).
Так что, сегодняшняя победа Ривлина – своеобразный реванш. Отмечу, что до выборов с дистанции были выбиты несколько кандидатов.Ликудник, вице-премьер Сильван Шалом не стал даже подавать заявку на участие в выборах, потому что при первых же слухах об этом он был, как уже стало, рутинной практикой, обвинен в каких-то старых сексуальных грехах, которым «органы» не сумели найти подтверждения. Тем не менее, политик, решил, что от греха подальше, не стоит связываться. Не так сладок пост, как его малюют…
Другого претендента Бениамина (Фуада) Бен-Элиезера, кандидата от партии Авода, в последние дни перед выборами, затаскали по допросам по подозрениям о коррупционном происхождении обнаруженных следователями его расходов и наличных денег.
Как видим, на Вейцмане и Кацаве основные технологии управления демократическим процессом отработаны и действуют эффективно!
Ривлин, его соперники Д.Ицик и (с большой неохотой) М.Шитрит после случая с Фуадом срочно подали декларации об имуществе и доходах. Люди небедные, но если учесть, что много лет получавшие зарплаты в высших эшелонах власти – в принципе, ничего особенного…
Теперь — о заведомо провальных кандидатах – отставной судьи Верховного суда Д.Дорнер и лауреата нобелевской премии по химии Д.Шехтмане.
Почему я считал их заведомо провальными? Да потому что, оба они декларировали наметки своей будущей деятельности совершенно вразрез со статусом Президента Израиля, правда, по принципу «Что умею, то и буду делать».
Отставница-судья собиралась бороться «за права человека». На мой взгляд, это просто дичь, ибо современное понимание этих «прав» заключается в неких абстракциях, не имеющих воплощения в демократически установленных законах государств. Иначе говоря, поветрие анархических атак на суверенную деятельность государств. Для судьи, тем более высшего ранга, это, на мой взгляд, нонсенс. Тем более, что правозащитники, как экспортируемые в Израиль, так и доморощенные, понимают под «человеком» исключительно меньшинства, в первую очередь, сексуальные и этнические. Такая у нас сейчас мода. А Президент должен равно представлять весь народ, в том числе, и большинство!
Что касается Д.Шехтмана, то его результат на выборах – 1 (прописью-один!) голос из 116, признанных действительными, наверно, и не нуждается в комментарии. Правда, профессора пиарили, по крайней мере, в русскоязычной прессе, а в он-лайн опросе на одном из популярных русскоязычных сайтах он набрал аж процентов 40 голосов! О чем это говорит? Всего лишь, о том, что у нашей алии еще не потерян привезенный из СССР/СНГ вкус к образованию. Кто сидит в интернете? Люди, достаточно образованные, которым была симпатична провозглашенная Шехтманом, хоть и идущая вразрез со статусом президентства декларация о намерениях его будущей деятельности по развитию израильской науки. Особенно, благодаря его личным связям в научном мире.
Кстати сказать, пиар-белиберда вроде указанного опроса, в котором предложено участвовать людям, НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К ИЗБРАНИЮ ПРЕЗИДЕНТА НЕ ИМЕЮЩИМ, наводит еще на некоторые мысли.
За эти дни были избраны президенты Сирии, Украины, сложил корону испанский король, выбирали Европарламент и моего Президента. И ко всем этим событиям я равно не имею никакого отношения. Ни как гражданин, ни как избиратель.
Если на выборах в Кнессет я прихожу к урне для голосования и вбрасываю бюллетень с именем и символом какой-то компании заговорщиков (список некоей партии), в составлении которого я, скорее всего, тоже участия не принимаю, и принимать не допущен, и, по крайней мере, с большинством этих заговорщиков и их программой, если таковая вообще существует, не знаком, я, хотя бы, совершаю какое-то действие по проявлению моей гражданской воли. Правила игры, мол, дурацкие, но меня пускают в нее поиграть.
Выборы же Президента – узкая, скажу – подковерная келейная игра «народных избранников», где самих избирателей этих самых избранников никто ни о чем не спрашивает. Вернее, создают имитацию влияния, публикуя результаты идиотских опросов. Где, например, 65% участников считают, что должность Президента вообще лишняя, но при этом 80% счиатают, что его надо выбирать всенародно. Откуда эти 80%, если лишь 35% считают, что Президент вообще нужен?
Но пишут. Бумага (а электронная особенно!) все вытерпит.
Мне, гражданину Страны, представляется все-таки, полная ненужность должности Президента в нашей системе парламентской республики (зачастую ошибочно называемой «демократией»). Или, как вариант, если уж, Президент, то тогда — настоящий Глава Государства, всенародно выбранный и с полномочиями как у его коллег из США, Франции, России… И всякие демократические сдержки-противовесы…
Но это вопрос будущего.
А пока пожелаю новоизбранному Президенту суметь выполнить главную функцию – постоянно быть олицетворением всего многоликого нашего народа. Надеюсь, у него это должно получиться — в роли Председателя Кнессета мне он скорее, нравился. Опыт есть. И есть, говорят еще и опыт лицедейства, давний и профессиональный. И в данной роли, полагаю полезный!
Автор — Реувен МИЛЛЕР