Если молнии
в тучах заплещутся жарко,
и огромное небо
от грома
оглохнет,
если крикнут
все люди
земного шара, —
ни один из погибших
даже не вздрогнет. .
Роберт Рождественский
Недавно я получил письмо из Одессы от Зеева Меремса, поэта, политика, шахматиста и просто хорошего религиозного еврея с просьбой написать песню «Реквием» по погибшей на Майдане «Небесной сотне». Меня вначале немного покоробила эта просьба. Во-первых, я ничего не могу писать по заказу вне зависимости от темы. Во-вторых, я считал, что исполнять эту песню можно, только если ты был непосредственным участником событий или глубоко их прочувствовал.
Ведь пишет Валерий Попов, комментируя творчество моеголюбимого писателя Сергея Довлатова (с которым многие у меня находят определённое сходство): «Довлатов сразу и до конца понял, что единственные чернила писателя – его собственная кровь. И тот, кто пишет чем-то другим, просто обманывает: или служит или – развлекает… Любовью Довлатова мы любим всех – и охранников, и зеков. Довлатов, рискуя собой, брал крайности жизни и соединял, очеловечивал их, наполнял прелестью. А без этой прелести – снова вражда, снова война». Как я мечтал бы в этом емууподобиться!
Кроме того, я не трибун. Мне претит выполнять роль знаменосцакрасного, желтого или даже бело-голубого знамени. Я не хочу, чтобы мое творчество было использовано в борьбе за любое – возможно, самое правое,- дело в мире,против кого-либо. «Служить бы рад – прислуживать мне тошно».
Да и название уже использовано. Текст «Реквиема» Анны Ахматовой направлен против сталинизма, а «Реквием» Роберта Рождественского – против фашизма.
Но, когда я поделился сомнением с другом, Арье Юдасин ухватился за эту идею и написал потрясающий «Реквием» жертвам войн — без указания конкретных времен и виновников. Я рассылал его как сторонникам самостийной Украины, так и апологетам Федерализации и даже страстным поклонникам Путина. Всем единодушно понравилось. Так бы во всем! Видно Арье, подобно Сергею Довлатову, обладает талантом прямого разговора с читателем, так что каждый его считает своим. Впрочем, мне это тоже в основном удается.
Зеев Меремс, прочитав стих, прислал мне следующее письмо: «Реб Меир, 21 мая – полугодовая годовщина Майдана. Со всех позиций памяти – будет точным целительным уколом сотни тысяч душ, если вы прямо сейчас выложите у себя на фейсбуке для всей Украины саму песню и ее текст… Уверен, что будет достаточно просто записи вашего светлого сердечного голоса. Но он необходим Украине и её евреям прямо сейчас. Ещё до 21 мая. Тизку лемицвот!!!!!!!!!!!!!!!! Очень ждём!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!»
Я благодарен Зееву за столь лестную оценку, но с записью подожду. Я хотел связать эту песню с другими антивоенными песнями, например, Юрия Рыбчинского: «Мама, мама не рожайте сыновей», Юрия Полисского: «Не дай мне Б-г стрелять в друзей» и т.д.
И вообще, прежде чем я смогу не пропеть, а проплакать этот реквием, меня никто не сможет уговорить это сделать. Зато, если Арье Юдасин одобрит моё дополнение к его великолепному «Реквиему», текст которого привожу в конце, пусть покаживёт это эссе.
А потом я позвонил во Львов режиссеру моих клипов Мирославе Сидор, глубоко переживающей трагедию на Украине. Она сказала следующее: «Стихи слишком глобальные, чтобы посвящать их только каким-то конкретным событиям. Это реквием по человечеству, погрязшему в войнах: Югославия, Грузия, Россия, Украина, Израиль, Сирия и так далее. Кто раньше, кто позже. Кто следующий?»
Б-же, на Тебя одна надежда! Вразуми нас! И спаси нас от нас самих!!!!!!!
Реквием
Скольких нас погубила война?
Жизнь людская дешевле, чем золото…
Здесь за всё воздаётся сполна –
Мира небо на части расколото.
Скольких нас погубила война?
Мы повязаны кровью вовек:
Меч опустишь – он сразу поднимет.
Здесь не верит другим человек,
А поверят – погибнут, разини.
Кровь и ложь стынут вместе вовек.
Знает ратник: удар на удар! –
Слава, деньги, границ разрастанье…
Слаще мёда военный угар
И до вечности дым его тянет.
Слышишь крики: «удар за удар!».
Душам птицей над взрывом парить,
Очищаясь от ярости схватки.
Трудно двери небес отворить –
Так жестоки двуногих повадки.
Нам, стыдом очищаясь, парить…
Не досталось ни жить, ни любить…
Вся вселенная пулей пробита.
Гаснут звёзды. Но с криком: «убить!»,
«Отомстить!» — не скончается битва.
Как над пеплом и жить, и любить?
Так ужасна бесцельная смерть!
Что-то есть выше жизни, конечно,
Но найти нам его не суметь,
И Создатель в терпении вечном
Просит: «дети, зачем же вам смерть?»…
(Арье Юдасин)
Меир!
Я намеренно не пишу «Уважаемый» и мне бы хотелось, чтобы Вы это заметили. Приравнивать себя к человеку талантливому и одаренному и делать это, вдобавок, принародно — не только признак дурного тона, но и, в Вашем случае, совершеннейшее кощунство. Ваши статьи, поверьте, отличает творческая тщедушность, нарциссизм и действительно, болезненное самолюбование.
Я никогда не стал бы писать Вам этого (тем более сегодня) если бы не совершенно вопиющее и бесстыдное Ваше заявление, где Вы не только приравниваете свои жалкие литературные экзерсисы к творчеству С.Довлатова, но и «по ходу» проныриваете в дифирамбы литературного критика, предназначенные для великого писателя. === Б.К. === P.S. В прежние времена таким, как Вы, давали творческие командировки на «стройки пятилетки», Турксиб например, с тем чтобы они там «копили материал», да и «меньше шатались по коридорам».
Зачем понадобились стишки в честь майданутых бандеровцев?
Не «зачем», а кому. === Б.К.
Я не сравнивал себя с Довлатовым Я писал об обязаности писателя О сходстве стилей я слышал сотни раз от литераторов И я не сто баксов чтоб всем нравится