Все остается в семье. Недельная глава Торы «Насо»

Все остается в семьеШавуот, праздник дарования Торы, который мы отметим на будущей неделе, не случайно соседствует с разделом «Насо», самым большим по объему в Пятикнижии и снабженным самыми подробными комментариями. Шавуот — это время, которое добавляет нам любви к нашему духовному наследию и усиливает желание прилежно изучать его.
Тора перечисляет обязанности трех родов из колена Леви — Кегата, Гершона и Мерари — в храмовой службе. Моше проводит их перепись. Общее число левитов «трудоспособного» возраста от 30 до 50 лет составило 8580 человек. Если человек сознается в краже чужого имущества, после того как он отрицал это в суде, он должен вернуть все сполна, добавив пятую часть стоимости, и принести искупительную жертву в Храме. Если владелец краденого умер, не оставив наследников, все имущество и штраф получает священник-коэн…
В позапрошлом веке некий блестящий еврейский ум родил смелую революционную идею. Она выглядела примерно так.
Людей разделяет гигантская пропасть под названием «личная собственность». Если я владею каким-то предметом, это значит, что ты не можешь им владеть. В каком-то смысле, владея чем-то, я обкрадываю тебя. Собственность — это и есть кража. Если мы построим такое общество, в котором каждый будет владеть всем, тогда никто никому не будет завидовать. Поэтому первое, что нам требуется, это отобрать капитал у правящего класса и вернуть его народу.
Сей коммунистический идеал породил целый ряд социальных экспериментов. Один из них, пожалуй, наиболее известный — это коллективное хозяйство на селе. Вся собственность в таком хозяйстве, или, если хотите, сельскохозяйственной коммуне, принадлежала коллективу. Все члены коммуны ели в общей столовой. Каждый из них давал то, что мог, и брал лишь то, в чем нуждался. Ну чем не коммунизм!
Весьма известным и, пожалуй, наиболее успешным вариантом такой коммуны стало кибуцное движение в Израиле. В других странах тоже создавались такого рода коммунистические объединения. Например, всем памятны колхозы в Советском Союзе, члены которых формально считались хозяевами земли, ее урожаев, скота и орудий труда, а фактически были бесправными и нищими крепостными, лишенными какой-либо собственности и права выбирать свою судьбу. Не случайно именно колхозы внесли самый большой вклад в дискредитацию коммунистической идеи обобществления.
Нечто подобное произошло и в Израиле. Мечта захирела и умерла в те годы, когда социалистические кибуцы стали разваливаться или в лучшем случае превращались в капиталистические предприятия.
Почему же провалилась столь, на первый взгляд, перспективная и прогрессивная идея?
Одним из аспектов коллективной жизни стала переоценка роли семьи в новом обществе. В кибуцах дети спали не под одной крышей со своими родителями, а в общих спальных палатах. Представьте себе маленького ребенка, который просыпается среди ночи и начинает плакать, зовет свою маму: «Мамочка! Я хочу пить…» или «Мама! Где ты? У меня болит горло…» Может ли воспитательница (или пионервожатая) заменить мать — утешить, успокоить ребенка, дать ему то, в чем он нуждается? Вряд ли…
Описывая порядок расположения еврейских колен на стоянках в пустыне, Тора вдруг прерывает эту тему и переходит к описанию заповеди «Сота». Сота — это женщина, чье поведение заставляет ее мужа подозревать, что она неверна ему. На этот случай предусмотрена особая процедура дознания. Если жена не изменяла мужу, результат такой проверки подтверждает это и возвращает доверие мужа к жене, укрепляет отношения между супругами. Но какая связь между «Сотой» и построением колен в пустыне?
Порядок расположения колен на стоянках — это парадигма будущей социальной структуры еврейского народа. Она не только указала, как должны располагаться колена, но и сформировала основу еврейского общества на все поколения вперед. Тора поставила заповедь «Сота» в центр этого описания, чтобы научить нас, что гармония всего общества зависит в первую очередь от того, насколько сплочены и счастливы семьи, формирующие это общество.
Семья — это базовая ячейка любого общества. Тот, кто нарушает семейную гармонию в угоду модной социальной утопии, ставит под угрозу благополучие и целостность самого общества.

Место встречи изменить нельзя
«А всякое приношение каких-либо посвящений сынов Израиля, которое они принесут коэну, его будет… Если чья-либо жена совратится… то пусть приведет этот человек жену свою к коэну…» (5:9, 12 и 15).
Обращая наше внимание на близость этих стихов в сегодняшнем разделе, мидраш объясняет, что тот, кто не дает коэнам, еврейским священникам, причитающиеся им дары, все равно будет вынужден нанести визит коэну — он приведет к нему свою жену для проверки.
Виленский Гаон дает свое толкование, опираясь на отрывок из талмудического трактата «Брахот» (63А), где сказано, что приведенный стих «А всякое приношение… сынов Израиля, которое они принесут коэну, его будет» означает следующее: тот еврейский земледелец, который не дает пожертвования и десятины, причитающиеся коэну и левиту, в конечном счете сам окажется с этими десятинами. Другими словами, его поле даст урожай в десять раз меньше обычного урожая. Видя, что дела ее мужа идут плохо, жена решит, что на нем исполняется предостережение царя Шломо, который писал в «Мишлей» (Притчах Шломо): «…А кто дружит с блудницами, тот расточает богатство» (29:3). «Значит, — подумает она, — мой муженек неверен мне. А раз так, чего мне бояться испытания “горькой водой, наводящей проклятие”?» Ведь мудрецы особо отметили, что эта вода действует на соту, изменившую мужу, только если поведение самого мужа безупречно. Но если сам он не безупречен, то и жене можно не быть скромницей?..
Получается, что скупость этого еврея, его нежелание выделять обязательные приношения коэнам не только разорят его, но и подорвут сдерживающую силу процедуры «Сота», подтолкнут его жену к измене, а значит, поставят под угрозу саму его семью. Вот почему мудрецы говорили: «Тот, кто не дает приношения коэнам, вынужден будет сам прийти к нему вместе со своей женой».
Магид из Дубны пояснил это положение следующей аллегорией. Один очень способный человек освоил множество ремесел и профессий. Но, приехав однажды в маленькую деревушку, он представился местным жителям как санитар, умеющий перевязывать раны. Один знакомый спросил его, почему он выдал себя всего лишь за санитара, хотя мог бы произвести впечатление, назвавшись врачом или юристом. Корифей всех профессий ответил, что в той деревне жили простые люди, которые не могли верно оценить умение врача или юриста. А вот санитар, который лечит раны, был им понятен, и это умение поднимало его престиж в их глазах.
То же самое относится и к нашей теме. Большинство людей ценят особый статус коэна и охотно дают ему свои приношения и десятины. Но тот, кто проявляет духовное невежество, игнорирует эту почетную обязанность, видимо, не способен по достоинству оценить положение коэна, не понимает и не хочет понимать его роль в еврейском обществе. Поэтому Б-г вынуждает его явиться лично к коэну, хочет он того или нет, но не для передачи десятины, а по совсем другой причине. От этой встречи будет зависеть его семейное благополучие, и она покажет ему, как велик коэн, какими важными полномочиями он наделен.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора