Радость телезрителей, уверовавших в реальность украинской хунты, была недолгой, а разочарование жестоким. Новость о победе на президентских выборах в Украине лидера «Правого сектора» Дмитрия Яроша, промелькнувшая на российском Первом канале, оказалась фейком. Что, впрочем, в самой Украине никого уже не удивляет.
Если «Россия-1», демонстрируя кадры антитеррористической операции в Кабардино-Балкарии двухлетней давности, выдает их за расстрел военнослужащими нацгвардии в Славянске мирных жителей, то почему бы Яроша не сделать президентом? Хотя бы на пять минут. Если Кремлю так хочется. А ему очень хотелось, ведь тогда можно было бы завести старую песнь о том, что в послемайданной Украине не с кем говорить — там, мол, во власти фашист на фашисте и фашистом погоняет.
Если говорить об этом достаточно долго и с нездоровым блеском в глазах, как это делают Киселев и Мамонтов, то заказчик и сам начинает верить в миф, который проплатил. И побоку соцопросы, предсказывавшие электоральное фиаско украинским правым радикалам, которые (а как иначе?) все сплошь антисемиты и ксенофобы. Разумеется, глупо утверждать, что на Майдане не было антисемитов. Были, как и во всех сегментах украинского общества, ни больше ни меньше. Напомню, что на майданах по всей стране стояли до 2 млн человек: либералы и националисты, радикалы и умеренные, антисемиты и юдофилы.
Минувшие выборы расставили по местам не все, но многое… Теперь даже в Москве сложно говорить о разгуле неонацизма в Украине, если лидеры неонацистов (к которым российские СМИ относят как «ПС», которым не пугают разве что детей, так и ВО «Свобода») набирают в сумме менее 2,0% голосов. То есть меньше, чем не скрывающий свое уголовное прошлое еврей-бизнесмен Вадим Рабинович. И если это — фашистские настроения, то странный какой-то в Украине фашизм… Настолько странный, что даже еврейские корни (реальные или вымышленные) кандидатов на пост президента в ходе этой кампании почти не педалировались в рамках черных пиар-технологий. Напротив, это в стране, возомнившей себя оплотом межнациональной толерантности, СМИ то и дело напоминают о происхождении Тимошенко, Яценюка, а в самое последнее время и Петра Порошенко, который, разумеется… Вальцман.
Впрочем, Вальцман он или нет, но 54% голосов, набранных в первом же туре, четко зафиксировали предпочтения украинского общества. До полной перезагрузки далеко, но процесс пошел. Они очень разные — эти политические «герои вчерашних дней». Безудержная популистка с ореолом вчерашней политзаключенной Юлия Тимошенко, получившая скромные 13%; кандидат от еще совсем недавно правящей Партии регионов Михаил Маркович (да-да!) Добкин с позорными 2,3% поддержки; лидер коммунистов Петр Симоненко, на полкорпуса опередивший «свободовца» Олега Тягнибока, — 1,5% и 1,2% соответственно. Да и Дмитрий Ярош — главная страшилка российской пропаганды — набрал незаметные 0,7%.
У меня, как и у многих сограждан, есть вопросы к Петру Алексеевичу, который, сейчас это уже очевидно, станет пятым украинским президентом. Миллиардер, сколотивший состояние в 1990-е, политик, неоднократно менявший партии… Одно радует: в этот раз украинцы голосовали не за «мессию» (как это происходило и с Ющенко, и с Тимошенко), а за менеджера — спокойного, профессионального, уравновешенного. Ради чего часами стояли в очереди к избирательным урнам (включая премьер-министра и и. о. президента). И это, безусловно, признак выздоровления общества. Собственно, в этом и главное отличие Майдана-2014 от Оранжевой революции 10-летней давности — тогда речь шла о смене лиц во власти, сейчас народ замахнулся на смену лица самой власти. Десять лет понадобилось, чтобы понять: не стоит рассчитывать на «крылышки» за спиной президента, надо раз и навсегда установить контроль гражданского общества с некими правилами — прозрачными и открытыми, — в поле которых и должен действовать любой президент.
Порошенко прекрасно понимает, что, несмотря на внушительную поддержку избирателей, ему придется куда труднее, чем предшественникам на президентском посту, — Майдану удалось довести до сознания элит нехитрую мысль о том, что ничто не вечно под луной, даже их власть. Впрочем, это уже проблемы другого уровня, ведь цивилизационный выбор, спор о котором и послужил поводом к началу кризиса в ноябре прошлого года, проявился на этих выборах максимально рельефно. Так или иначе, но лидирующая пятерка кандидатов, которых поддержали 85% проголосовавших, выступает за европейское будущее Украины. Можно долго спорить о том, что представляет собой это будущее, особенно на фоне успеха евроскептиков в ходе недавних выборов в Европарламент. В том, что оно не безоблачно, мало кто сомневается, но президент соседней державы приложил все усилия, чтобы миф о «славянском единстве» надолго исчез из украинского общественного дискурса.
Украинским националистам самого радикального толка за 23 года независимости не удалось то, что Путин сделал за считанные месяцы: консолидировал украинский народ, внеся, уж простите за официоз, неоценимый вклад в создание украинской политической нации. Нации, где этническое происхождение и язык играют сегодня уже далеко не ту роль, как это было полгода назад. Выражение «брат у ворот», ставшее расхожим после аннексии Крыма и событий на Юго-Востоке страны, как нельзя лучше отражает отношение к лицемерным попыткам якобы защитить русскоязычное население Украины от бандеровцев.
Было бы лукавством отрицать элементы цивилизационного раскола, которые мы наблюдаем в юго-восточных регионах, но еще большее лукавство — не замечать, что активное вмешательство соседней державы нацелено на максимальное углубление этого раскола.
В этом контексте традиционный вопрос «а как это скажется на евреях?» не имеет однозначного ответа. Нам присущи все установки и стереотипы, которые разделяет окружающее население. И если столичные евреи в большинстве своем поддержали Майдан, то на юго-востоке ситуация не столь однозначна. И это нормально, плохо лишь то, что мы имеем дело с ситуацией «на воре шапка горит» — «еврейская карта» разыгрывается именно теми силами за пределами Украины, которые так много говорят о борьбе с антисемитизмом и ксенофобией. Результаты выборов поставили их в довольно дурацкое положение, но где их не пропадала… Нужны фашисты — они их придумают. Даже если это будет необыкновенный фашизм.
Михаил ДОР, Киев,
специально для «ЕМ»
6 thoughts on “НЕобыкновенный фашизм”
Comments are closed.
Обыкновенный журнализм
Примечательно, что попытки евреев убедить «всех на свете», что им «хорошо», во все времена выглядели достаточно неуклюже. Такими они были в гитлеровской германии, в «застойном» Союзе и такими же они представляются теперь, в подмандатной Украине. === Б.К. === P.S. Укр. евсекция сегодня, в полном соответствии с Уставом своей организации и исходя из возникшей политической обстановки, вновь «проводит широкую политику» и «заражает личным примером».
Отличная статья. Недаром чекистская мразь, как обычно, понаставляла за статью низкие оценки.
Статья, Виктор, не «отличная», а профессиональная. Это, в данном случае, не только отличительное, но и определяющее слово. Вам, Снитковский, этого в Вашем тихом Массачусетском помешательстве, понять не дано. === Б.К. === P.S. Ну, а уж коль скоро разговор зашел о мрази, то представляют ее здесь, кроме самого автора статьи, несомненно, все те, кто поставил за нее высокие оценки и наиболее четким определением для этой мрази будет слово «фашистская».
Вас, Виктор, как члена Мемориала, это никаким образом касаться не должно, т.к. члены этой организации давно за свои слова и выступления ответственности не несут.
… «Михаил ДОР, Киев,
специально для «ЕМ» — закончил свою статью Дор.
Какой журналистский «патронаж» мы все-таки здесь получаем! Какую «взвешенную и четко проверенную информацию»! Почему бы в промежутке между выступлениями всяческих «спецдоров» не обсудить «вести с фронта», скажем? Или ознакомиться с перечнем жертв мирных жителей «украинских городов»? Такую информацию «специально для «ЕМ» никто наверное посылать не станет. Да и «ЕМ» она не больно-то нужна. === Б.К.
действительно у кремля настоящее лицемерие- и крым и донбасс на референдумах указали кремлю, что они не нуждаются в россии и хотят остаться в украине , ( вот так должна была бы закончиться эта » замечательная » статья)