Арестован подозреваемый в убийстве бруклинского хасида

Менахем Старк
Менахем Старк

Когда стало известно, что в смерти бруклинского хасида Менахема Старка винят «белого мужчину европейского происхождения», на моей криминогенной душе стало трепетно. Когда появилось первое сообщение, что по этому подозрению арестован 26-летний Кандел Феликс, я и вовсе разволновался, переставив эти два слова местами и добавив в первое мягкий знак. 81-летний писатель Феликс Кандель живет в Израиле, и про это, слава Б-гу, не знает, а арестованный оказался чернокожим Канделом Феликсом.
Ортодоксального еврея Менахема Старка похитили перед полуночью 2 января, когда он вышел из офиса своей риелторской компании Southside Associates на Ратледж-стрит, в бруклинском районе Вильямсбург. На следующий день его сильно обгоревшее тело нашли в мусорном баке у бензозаправки на Лонг-Айленде, примерно в 16 милях от места похищения. По заключению патологоанатома, 39-летний отец семи детей Менахем Старк задохнулся, и его труп пытались сжечь.
Расследование велось по всем направлениям, с отработкой разных версий, но основной было то, что по бизнесу Старк задолжал крупные суммы и кредиторы заказали его похищение, которое обернулось смертью.
В начале апреля детективы сообщили семье Старка, что к празднику Песах или сразу после него подозреваемые будут арестованы. Это слово они не сдержали, но 30 апреля поступило сообщение об аресте 26-летнего бруклинца Кандела Феликса, которого обвиняют в умышленном убийстве Старка. В тот же день комиссар нью-йоркской полиции Билл Брэттон сообщил, что за последние 24 часа расследование ускорилось.
«Мы очень довольны ходом расследования, — сказал Брэттон репортерам. — Ожидаем, что за следующие 24 часа расследование еще больше ускорится и, возможно, придет к завершению».
Депутат городской легислатуры Дов Хайкинд, представляющий интересы хасидов Нью-Йорка, подтвердил, что по делу об убийстве Старка арестованы трое, и уточнил, что Менахема собирались ограбить и при этом убили. По словам Хайкинда, это не имело никакого отношения к бизнесу Старка, то есть преступление не было заказным.
1 мая Кандела Феликса доставили в бруклинское отделение Верховного суда штата Нью-Йорк, где его ознакомили с обвинением в похищении и убийстве Менахема Старка, а 2 мая привезли туда снова, и судья отказал ему в праве освобождения под залог. Эта процедура заняла несколько минут, и одетый во все черное чернокожий Феликс не произнес ни слова. 5 мая его снова доставят в суд.
Как сообщил назначенный судом адвокат Дэвид Джейкобс, его клиент Кандел Феликс жил на Монтгомери-стрит, в бруклинском районе Краун-Хайтс, с женой и двумя детьми 4 и 10 лет, а работал «на себя», то есть не в фирме, а по найму. В полиции добавили, что с 2011-го по май 2013 года Феликса арестовывали 5 раз, причем в феврале 2013-го арестовали за домогательство и нарушение запрета контактов с этим человеком.
Как установило расследование, совершенное Канделом новое преступление, по словам источника в полиции, «выглядит обычным грабежом», на который решились «люди, имевшие основания думать, что у этого человека есть деньги».
При аресте 30 апреля Феликс рассказал, как было дело, и назвал двоих сообщников, один из которых помогал ему похитить Старка, а другой — избавиться от трупа. Оба были также задержаны и допрошены 30 апреля, но одного отпустили, а другого арестовали, правда, пока по другому делу.
Кандел Феликс показал, что работал у строителя-подрядчика, который, в свою очередь, выполнял заказ Менахема Старка, задолжавшего ему больше 20 тысяч долларов. Вдвоем они решили ограбить Старка, по слухам зная, что у него бывают при себе большие деньги, хотя на самом деле он был по уши в долгах.
С 2011 по 2013 год Старк самовольно снял со счета одного из своих домов-банкротов почти 3,6 млн долларов, которыми, судя по судебным документам, расплачивался со «множеством лиц, учреждений и юридических фирм за личные долги и сделки с недвижимостью». За два месяца до смерти Менахем Старк снял миллион долларов чеками без указания кредитора, а через месяц еще 267 101 доллар. К полуночи со 2 на 3 января 2014 года он все равно оставался должником. Как установило расследование, за неделю до смерти Старк в жуткой панике попросил знакомого хасида помолиться за него и за его мать, что у ортодоксальных евреев означает крайнюю опасность, но не объяснил в чем суть.
Чтобы проследить за Старком, Кандел Феликс с сообщником прикрепили к днищу его внедорожника Lexus LX 570 сотовый телефон с навигатором GPS, и этот мобильник помог детективам выйти на сообщника Феликса. Убивать Старка они не собирались, но при похищении он сопротивлялся, когда его затащили в вэн Dodge Caravan, и сообщник Феликса уселся ему на грудь, отчего Менахем задохнулся и умер. Сам Кандел Феликс в это время якобы сидел за рулем и вел машину. В панике они решили увезти тело Старка куда-нибудь подальше, на Лонг-Айленд, и там выбросить. На помощь они позвали брата сообщника и еще одного человека, но тот выпрыгнул из вэна, узнав, что там труп, а брат сообщника тоже ушел, оставив их вдвоем. Из-за сильного снегопада в ту ночь они не проехали дальше Грейт-Нек, где сунули труп в контейнер для мусора у бензозаправки Triumph Getty, облили бензином и подожгли, после чего вернулись в Нью-Йорк.
Белый Dodge Caravan они взяли на время у знакомого, и 14 января патрульные полицейские случайно наткнулись на эту машину в бруклинском районе Браунсвилл. Экспертиза ДНК подтвердила, что Старк находился в этом вэне, владельца которого допросили в 90 участке и отпустили, ни в чем не обвинив.
Через пару дней стало известно про мобильник с GPS на днище машины Старка, а еще через день полиция передала в СМИ кадры записи уличной видеокамеры, на которых видно, как за 7 часов до нападения на Старка один из его похитителей выходит из этого Dodge и прогуливается по Ратледж-стрит неподалеку от офиса Менахема. По внешнему виду и описанию это был «белый мужчина европейского происхождения, примерно 6 футов роста, в вязаной шапочке, клетчатой куртке, джинсах и кроссовках».
Еще через несколько дней в полиции сообщили, что детективы располагают косвенными доказательствами причастности к этому преступлению определенного человека, но собирают дополнительную информацию для его ареста. И наконец, стало известно, что следователи установили, как мобильник этого подозреваемого подал сигнал на Лонг-Айленде, в районе, где было найдено тело Старка.
При аресте Феликса и его сообщника в их квартирах забрали компьютеры и сотовые телефоны, а также рабочие ботинки, которые сличили со следами в вэне и обувью человека на кадре видеозаписи, хотя там четко видны белые кроссовки. Получается, что сообщником Кандела Феликса был «белый мужчина европейского происхождения», о чем мы узнаем в ближайшее время.
Несмотря на победные реляции, лично для меня в этом деле пока больше вопросов, чем ответов. Любопытно, что в материалах дела и в показаниях Феликса нет ни слова о том, забрали ли они у Старка хоть цент, ради чего и пошли на его похищение и убийство.
С начала января из полиции периодически просачивались скупые сведения о ходе следствия, а журналистские расследования добавляли в это блюдо сенсационные подробности.
Общественное мнение все больше склонялось к тому, что причиной смерти Менахема Старка, которого в округе звали Максом, был не грабеж, а конфликт с деловыми партнерами или обиженными жильцами принадлежавших ему домов. Появилась информация, что Старка и его партнера Перлмуттера прозвали «трущобовладельцами» (slumlords) по аналогии со словом «домовладелец» и что в своем районе Менахем получил прозвище Банкомат за то, что ссужал наличными нуждающихся.
Газета Daily News привела слова одного полицейского, что, «если просмотреть его дела, видно множество красных флажков. Ясно, что врагов у него хватало». Другой детектив сказал репортеру New York Post, что «убить этого парня мог кто угодно», а еще один добавил, что «Макс Старк задолжал людям кучу денег».
5 января Post вынесла на первую полосу материал о таинственной гибели Старка под заголовком «Кто не хотел, чтобы его убили?», и депутат горсовета от района Боро-Парк демократ Дэвид Гринфилд на пресс-конференции заявил, что газета словно праздновала убийство Старка, оскорбляя «не только ортодоксальных евреев, а всех ньюйоркцев». В редакции Post ответили: «Газета не говорит, будто Старк заслуживал смерти, а наши репортажи показывали, что у него было много врагов, и это могло привести к такому ужасному преступлению».
Сообщение о том, что Старка убили простые грабители, в общине бруклинских хасидов встретили с облегчением и дружно потребовали самого строгого наказания для виновных.
«Это был грабеж, и не больше, — заявил после ареста Феликса Дов Хайкинд. — Все другие истории причинили столько боли… Его семью, его общину — их проволокли по грязи».
Раввин Эйб Фридман, который связывает еврейскую общину Вильямсбурга с правоохранительными органами, сказал, что постоянно был в тесном контакте с семьей Старка. Когда вечером 30 апреля стало известно об аресте Феликса, там впервые за четыре месяца вздохнули с облег­чением, и это, по словам Фридмана, стало облегчением для всей общины.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 3,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Грант

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора